В семье Гараниных было семеро детей. Вырастить такую ораву в военные и послевоенные годы было непросто. Тут во многом и выручал колодец.
— Мама брала оттуда воду и для бани, и для стирки, и для еды, — вспоминает Зинаида Фёдоровна. — Воду черпали года до 2012-го, потом у всех появился водопровод, и колодец забросили. Его хотел восстановить сосед, но неожиданно умер…
Когда Фёдор Гаранин уходил на войну, вся семья отправилась его провожать. Супруга Александра Ивановна Гаранина несла на руках младшую дочь Зою, а следом за ней бежали остальные дети, в том числе и моя собеседница Зинаида Фёдоровна. Впереди их ждали, пожалуй, самые тяжёлые годы в жизни.
— Мы находили в поле гнилую картошку, оставшуюся после колхоза. Мама пекла из неё лепёшки – отвратительные на вкус. Ещё мама держала корову, а мы ходили к дороге собирать выпавшую из повозок траву, которую перевозили из Лукнова на лошадях. Этим сеном и кормили корову. Мама ставила молоко на мороз, а когда оно замерзало, соскабливала верхушку, и у нас получалось что-то вроде сметаны. Мы все были тружениками. Это, наверное, и помогло выжить в трудное время. Помогали маме во всём. На сенокосе за рекой она работала до обеда, а потом мы приходили её менять.
Зинаида Фёдоровна не помнит рассказов отца о войне, но кое-какую информацию о нём удалось найти на сайте «Подвиг народа». А именно — наградной лист красноармейца запаса, бывшего автоматчика 881 стрелкового полка Фёдора Тимофеевича Гаранина, согласно которому тот представлялся к ордену Славы 3 степени.
Наградной лист содержит и краткое изложение боевых заслуг бойца Калининского фронта: «1 августа 1942 года по приказу командования 364 стрелкового полка пошли в наступление вечером под городом Ржевом. Не доходя 7 километров до Ржева, был легко ранен, но с поля боя не ушёл. Оставался действовать в своей части до 11 августа, после чего ранен в левую руку и был отправлен в эвакогоспиталь города Калинин. По излечении был выписан в часть. Часть занимала оборону, так как противник вёл усиленное наступление. Тов. Гаранин был тяжело ранен в голову, после чего был эвакуирован в госпиталь. Из рядов Советской Армии уволен по ранению. В данное время инвалид третьей группы. Достоин правительственной награды орден славы третьей степени». Документ подписан 14 января 1947 года вязниковским райвоенкомом полковником Становским.
Также в документе сказано, что красноармеец числился в рядах Советской Армии со второго января 1942 года по 12 февраля 1945 года. Но домой он вернулся только после известия о Победе, так как долгое время находился в госпитале. Александра Ивановна до последнего не знала, что случилось с мужем на войне. Вернувшись, Фёдор Тимофеевич вспоминал, как некая сербиянка нагадала ему, что он будет проезжать мимо дома, но домой не попадёт. Так и получилось – раненого бойца в 1945 году провезли через Вязники в ивановский госпиталь.
Серьёзное ранение сказалось на здоровье Фёдора Гаранина. Его стали тревожить приступы эпилепсии, а врачи порекомендовали поменьше волноваться и держаться подальше от огня. Но, невзирая на запреты, Фёдор Тимофеевич работал пожарным и сторожем в магазине, а затем ушёл в лесники.
— Младшая сестра Зоя была 1942 года рождения, — рассказывает Зинаида Гаранина. — Хорошо помню, как папа приходил из леса и приносил ей корочку хлеба, а мы тоже просили. А он отвечал: «Нет, лисичка только Зое хлебушка прислала».
В 15 лет работать начала и Зинаида Фёдоровна. Трудилась на льнокомбинате 40 лет до самой пенсии.
— Работать пошла с желанием; может быть, поэтому у меня всё получалось. Вот только колодец теперь жалко. Раньше их было полно в деревне, а теперь ни одного. А он бы, наверное, пригодился на случай пожара. У нас уже горела сухая трава. Воды рядом не было и, чтобы погасить пламя, пришлось трактором опахивать края поля. Хотелось бы восстановить колодец в память о родителях, а пока мы с сестрой застелили его досками, чтобы сосед не бросал туда мусор…
Комментарии