Фаина Алексеевна родилась в 1953 году в деревне Чулково Нижегородской области. Её родители были водниками. Отец – шкипер. Супруга – его помощница. Из-за этого всё раннее детство девочки было связано с реками.
— Мы ходили и по Оке, и по Волге, особенно часто – во время школьных каникул, — вспоминает собеседница. – Перевозили всё. В Касимове загружали какие-то сети, из Астрахани транспортировали сюда арбузы и помидоры. Были в числе грузов и медицинские инструменты, и другие товары. Красота рек впечатляла. Но особенно меня завораживали порты. Придём куда-то, а там — большие, статные, мощные краны. Смотрела на них очарованно. Наверное, именно тогда у меня и родилась мечта – трудиться в строительстве.
Окончив 10 классов, девушка отправилась в Выксу, чтобы поступить в училище – что называется, на крановщицу. Сначала на её курсе даже был перебор студентов – до того имелось много желающих.
— В группе были 4 мальчишки, все остальные — девчонки. Но когда нам показали пару фильмов, как при различных ситуациях падают краны, сразу возник уже недобор. А я не испугалась, осталась, — улыбается Фаина Глухих. — Учиться было интересно. После того, как получила диплом, вместе с ещё 12 девушками поехала в Горький – по распределению.
В областном центре молодой специалистке довелось жить в общежитии. Она сразу попала на серьёзные стройки. На стажировку отводилась примерно неделя. Потом крановщицы приступали к работе самостоятельно. Возводили высотки – и по 9, и по 12, и по 16 этажей.
— Строили такие внушительные дома интенсивными темпами. Рядом стояли три крана. И мы, девчонки, даже на спор, по секундомеру, соревновались, кто быстрее заберётся в кабину. А мужики снизу смотрели, подбадривали нас, — рассказывает Фаина Алексеевна. – На строительных площадках случалось всё. Однажды я увидела, как задымился соседний кран, и, конечно, заволновалась. А потом как-то привыкла. К тому же на стройках большое внимание уделялось технике безопасности. К примеру, если сильный ветер, работать нельзя. В кабинах стояли соответствующие приборы, которые просто отключали оборудование. Словом, работать мне нравилось. На тот момент я была горда профессией и пронесла это чувство через всю жизнь.
В 1974 году Фаина Глухих приехала в Вязники – вслед за мужем Евгением, который стал трудиться здесь помощником капитана, постоянно ходить по Клязьме.
— Как только освоилась в городе, сразу направилась в строительную организацию трудоустраиваться. И очень удивилась: как раз в Вязниках на кранах сидели одни мужчины, — делится героиня этого материала. — Такой подход меня не остановил. И вот я снова в кабине крана. Первый мой строительный объект – бытовой корпус ЗОА.
С тридцатиметровой высоты (а порой и серьёзнее) Фаина Алексеевна видела, как меняется и развивается город. Появлялись новые районы. На месте пустырей или стареньких деревянных домов специалисты возводили многоэтажки. Также требовалось строить производственные и социальные объекты. Любимому делу Фаина Глухих отдавала всю энергию и профессионализм. Работала на совесть.
— Первым жилым объектом, над которым мне выпало трудиться, стал дом №30 по улице Стахановской. Здесь давали квартиры речникам, — говорит женщина. — Строила здание горисполкома. Был мой кран и у высотки, где расположена компания «Ростелеком», и на повороте – у «китайской стены». Мне выпала честь поставить первую колонну здания школы №9, на которой потом размещали перекрытия. За успешную сдачу этого объекта получила в 1982 году Почётную грамоту.
Мужчины-строители всегда относились к крановщице по-доброму – она ведь такой была одна. Довольно быстро Фаина Глухих заслужила уважение горожан. Из газеты «Маяк» от 19 ноября 1986 года: «Крановщик. От того, как он работает, зависит слаженный ритм стройки. Здесь важно не только быстро поднимать необходимые материалы, но и точно, аккуратно ставить их на отведённое место. И конечно, большую роль играет в этом опыт. Он-то и лежит в основе труда крановщицы участка управления механизации строительных работ №17 Фаины Алексеевны Глухих. На протяжении многих лет нет у неё нареканий со стороны монтажников. Всегда она ладно приставит панель к месту, виртуозно управляя своим краном».
Фаина Алексеевна признаётся: управлять такой техникой ей было несложно. В кабине есть необходимые приборы. Всех видишь, всё контролируешь. Куда нужно, едешь. Кран поворачиваешь, стрелой туда-сюда водишь. И всё-таки труд машиниста башенного крана связан с определённым риском. От этого не уйдёшь.
— Однажды на строительстве дома в Ефимьево упал один наш кран. К счастью, крановщик остался жив, но так случалось далеко не всегда, — вспоминает Фаина Алексеевна. – Как-то раз был и такой случай. Дом около «Текмаша». Я поднимаю плиту перекрытия, вес которой больше 5 тонн. Длина – 6 метров. И вдруг обрываются два крючка. Плита остаётся висеть на двух оставшихся, но раскачивается. Кран колыхнуло, она пошла на меня. Я очень испугалась. Ещё через мгновение остальные крючки оборвались, и плита полетела вниз. Меня закачало. Думаю, в тот момент я на какие-то секунды даже потеряла сознание. Но всё обошлось. На земле — тоже без инцидентов. Когда я поднимала груз, всегда следила, чтобы внизу точно никого не было.
— А супруг за Вас переживал, когда Вы находились на такой высоте? – спрашиваю женщину.
— Конечно. И всегда волновался, если я задерживалась на работе.
Постепенно менялась страна и экономика. Жизнь вносила свои коррективы. В какой-то момент строительные объекты стали «замораживать». Когда перемены назрели окончательно, Фаина Алексеевна тоже осталась востребованной. Её пригласили на Мстёрский завод керамических стеновых материалов.
— Не бывает худа без добра. На этом предприятии освоила новую для себя технику. Загружала кирпич в вагоны и машины. Сейчас могу сказать, что управляю всеми видами кранов: мостовыми, башенными и козловыми, — говорит пенсионерка.
Об избранной профессии Фаина Алексеевна может рассказывать долго. Неизменно – с теплотой.
— Меня даже удивляет, почему работу на кране многие считают мужской. Как по мне, она подходит женщинам даже больше, — рассуждает Фаина Глухих. – Там всё должно быть плавно, размеренно, эстетично. Башенный кран работает нежно и хорошо, он любит ласку. Когда я пересела с него на козловой кран, показалось, что поменяла комфортное такси на трактор.
Общий трудовой стаж Фаины Алексеевны — 42 года. У неё немало наград. Она всегда двигалась вперёд и преодолевала житейские трудности. У Фаины Алексеевны двое детей – старшая дочь Елена и сын Алексей. Сегодня женщину радуют внуки и правнуки.
— В Вязниках я уже более полувека. Город стал для меня по-настоящему родным. Приедешь в мегаполис и сразу понимаешь: все вокруг постоянно суетятся. А у нас-то как хорошо, тихо, уютно – чудо! С профессией мне тоже очень повезло. Рада этому. Так что, наверное, могу назвать себя счастливым человеком.
Лишь в конце нашего с Фаиной Алексеевной разговора выяснилось: её девичья фамилия – Удалова. Поневоле начинаешь думать, что есть в этом какой-то символизм. Активная, смелая, грамотная крановщица десятилетиями достойно трудилась, решая самые сложные задачи. Сегодня её энергии, неравнодушию, оптимизму можно только позавидовать. Вот такая у человека деятельная, «кипучая» натура. Редакция «Маяка» поздравляет Фаину Алексеевну с профессиональным праздником и желает счастья, добра, долголетия и благополучия!
Комментарии