В столь обширных границах, впрочем, нет ничего уникального. Например, границы города Владимира, в который, в частности, входят такие удаленные от областного центра поселки как Оргтруд и Лесной, пожалуй, еще более широки.
Итак, формально городу Вязники в нынешнем году исполнилось 246 лет, однако это лишь возраст его непрерывного городского статуса, причем сначала это был уездный центр, а потом — районный. Но фактически история поселений на территории нынешнего города намного древнее. Той же Вязниковской слободе в будущем году исполнится как минимум 440 лет. Однако в пределах МО «Город Вязники» существовали и существуют еще более возрастные населенные пункты.
Сегодня, как правило, возраст городов исчисляется от времени первого упоминания поселения в пределах их нынешней территории, пусть это поселение в ту пору городом и не являлось. Это и естественно. Человек, к примеру, в течение своей жизни меняет облик и социальный статус, но день рождения крохотного младенца и, к примеру, знаменитого человека, большой фигуры в буквальном и переносном смысле один и тот же. Так же должно быть и у поселения, которое развивалось в течение длительного времени, меняя облик и статус. Главное чтобы доказать, что на одной и той же территории люди непрерывно жили на протяжении всего времени существования города.
История Вязников однозначно начинается с основания города Ярополча-Залесского. Этот город построили в 1135-1138 годах. Датировка достаточно точная, так как великий князь Киевский Ярополк II Владимирович, второй сын Владимира Мономаха, получил Залесье (так в средние века именовали наш край) в 1135 году. Тогда для того, чтобы усилить свои позиции, великий князь отдал расположенный по соседству с Киевом и вновь оставшийся без князя Переславль брату Юрию Долгорукому, взяв взамен часть Залесской Руси с Ростовом и Суздалем. Летопись об этом сообщает под 1135 годом: «Георгий князь Володимеречь испроси у брата своего Ярополка Переяславль, а Ярополку дав Суждаль и Ростов и прочюю волость свою…».
18 февраля 1139 года Ярополк II уже скончался. Таким образом, у него имелось всего три года (точнее, три лета) для возведения города своего имени на Клязьме. Строительство тогда велось, как правило, летом. За один сезон построить целый город с мощными валами, рвами и иными укреплениями в ту пору вряд ли бы успели. Все работы велись вручную, а людские ресурсы в Залесье даже у великого князя были ограничены.
Далее Ярополч, несмотря на батыево разорение, существовал как минимум до первой половины XV века, о чем свидетельствуют археологические и письменные источники. Известна грамота Дмитрия Донского о передаче Ярополча его двоюродному брату князю Владимиру Храброму в 1390 году. Археологи на городище Ярополча нашли монету 1410-1416 гг. князя Семена Владимировича Боровского — сына и наследника Владимира Храброго. Именно вдова князя Семена княгиня Василиса после его кончины в 1426 году передала окрестности Ярополча с селом Пировы—Городищи Троце-Сергиевому монастырю (будущей лавре).
До наших дней сохранилась грамота, составленная в 1462 или в 1463 году великим князем Иваном III, дедом Ивана Грозного, которой он предоставляет Георгиевской пустыни, ее братии, послушникам и трудникам, право не подчиняться никому, кроме великого князя и монастырского начальства. В ней упоминается Ярополч. Есть там такая фраза: «и кто оу них туто живет людеи или на Городищи, или в Лужкех, или в Ярополчи, или сирот монастырских».
Крайне интересной является грамота великого князя Ивана III, данная им «ераполческим рыболовам» Неверу Олешкову, Петруше Изосимову и их «товарищам», разграничивающая рыбные угодья «в Ярополче» с вотчинами Троице-Сергиева монастыря. Эта грамота была составлена во временном интервале с 1467 по 1474 гг. Пожалуй, это первые рыбаки из Ярополча, предтечи нынешних Вязников, известные нам по имени, жившие более 550 лет назад.
Известно, что деревнями Ярцево и Перово («в Ярополче») в 1430-е годы владел потомок старинного московского боярского рода Иван Александрович Беззубцев-Кошкин. Он был внуком боярина Федора Андреевича Кошки, от которого вели счет своим предкам цари из династии Романовых. Между 1432 и 1435 годами Иван Беззубцев-Кошкин отдал Перово и Ярцево Троице-Сергиеву монастырю в лице его настоятеля игумена Зиновия. Одновременно передавались земельные угодья, «куда топор и коса, и соха ходила». А, значит, там жили крестьяне, которые управлялись топором, косой и сохой.
Сохранилась более поздняя грамота с описанием владений Троице-Сергиева монастыря, которая не имеет точной датировки и оценивается историками, как составленная между 1462 и 1505 годами — то есть во время правления великого князя Ивана III, сына Василия II и деда Ивана Грозного. В ней среди монастырских вотчин значится: «А в Ярополче сельцо купили Перово у Ивана у Беззубцева, а бортного леса прикуплено на восемь рублев». То есть при Перово находились бортные угодья: лес с бортями — с ульями в естественных или специально сделанных дуплах деревьев.
Ярцево и Перово существуют до сих пор. Деревня Ярцево в XIX веке отстояла от тогдашних Вязников на 2 версты к западу. Там была построена льнопрядильная фабрика купцов Демидовых, с начала 1920-х гг. Ярцево являлось рабочим поселком, а потом вошло в состав города Вязники. Теперь так именуется вязниковский микрорайон.
Перово расположено в 13 км к востоку от Вязников и прежде являлось крупнейшим населенным пунктом Олтушевской волости Вязниковского уезда, в середине 1920-х гг. там проживало около 700 человек. Да и сегодня это деревня немаленькая — там насчитывается 250 постоянных жителей, не считая дачников.
Аргументы о том, что предки нынешних вязниковцев жили на территории современного МО «Город Вязники» непрерывно, проживали со времен основания Ярополча-Залесского вплоть до нащих дней можно приводить поистине бесконечно.
Очевидно, что зафиксированная источниками хронология поселений в черте нынешнего города Вязники начинается с основания Ярополча в 1135 году и потом в различных его уголках предки нынешних вязниковцев проживали непрерывно во все последующие века.
Кстати, Москва официально считается основанной в 1147 году, хотя тогда Юрий Долгорукий пригласил своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича в «Москов» — то ли город, то ли просто загородная резиденция или охотничий домик князя. Тем не менее, этого известия достаточно для официального отсчета возраста столицы.
В соседнем Коврове два года назад мэрия официально установила отсчет возраста города с 1532 года, когда в одной из грамот впервые упоминается село Рождествено, будущее Коврово, давшее начало нынешнему городу. Таким образом, Коврову сегодня 492 года, а Вязникам ровно в два раза меньше — 246! Однако исторически это несправедливо и неправильно. Практически любой вязниковец скажет, что предтечей Вязников был Ярополч. Причем в отличие от села Рождествено, одного из десятков и сотен сел нашего края, Ярополч-Залесский — один из древнейших городов Владимиро-Суздальской Руси и нынешней Владимирской области, уступающий по возрасту лишь Мурому, Владимиру и Суздалю.
В будущем 2025 году у вязниковцев есть все основания отметить 890-летие своего любимого города. И этой возможностью не стоит пренебрегать!
Комментарии