…Мы как-то привыкли к тому, что на подобных встречах актёры рассказывают о себе, отвечают на вопросы аудитории. Но эта встреча получилась необычной и особенной (думаю, моё мнение разделят те, кто на ней присутствовал). Денис – кстати, почти наш земляк: родился 35 лет назад в городе Горьком – представил свою авторскую программу «Приглашение к обеду, или Симпосион русской поэзии». Слово «симпосион» пришло из древнегреческого языка и переводится как «пиршество». После обильных трапез греки украшали головы цветами и, распивая вино, вели беседы на высокие темы. В программе московского гостя участниками такого пира стали русские поэты, цвет нации – А. Пушкин, М. Лермонтов, Г. Державин, Н. Языков, К. Батюшков, А. Фет, Ф. Тютчев, Е. Баратынский, Д. Веневитинов и представители «серебряного века» Валерий Брюсов и Осип Мандельштам.
— Моя программа, — пояснил актёр, — основана на стихах о русской поэзии Мандельштама. И у него же я взял идею вселенского духовного пира. У него была концепция: если преданно и честно служишь искусству, то можешь оказаться на таком пиру, где за одним столом с тобой будут сидеть Пушкин, Гёте, Шиллер и при этом будут современниками и сотрапезниками. У истоков нашего литературного пиршества будет стоять Гавриил Романович Державин, который, будучи в 1790-х кабинетным секретарём императрицы, пригласит своих высокопоставленных друзей, чиновников к себе на обед. В качестве приглашения напишет стихи, которые останутся в истории литературы с названием «Приглашение к обеду». А через 100 с лишним лет Мандельштам будет писать так: «Сядь, Державин, развалися, – ты у нас хитрее лиса…».
В зале присутствовало много школьников. Наверное, им было непривычно слышать витиеватые строки поэтов, чьи имена, к сожалению, в среде нынешнего поколения не очень-то и на слуху. Но строки эти по-настоящему завораживали – тем более в таком исполнении. Денис Баландин был по-настоящему артистичен и выразителен, очень точно передавал все заложенные в стихах нюансы. Поэзия чередовалась с интересными фактами из жизни мастеров поэтического слова. К примеру, многим известны строки Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…», но не каждому известно, что свои стихи автор написал после визита к Батюшкову, в конце жизни ставшему душевнобольным. В юности Пушкин считал его наставником…
Самым образованным участником поэтического застолья автор программы назвал Дмитрия Веневитинова – поэта-романтика, переводчика, прозаика, философа. А ведь тот ушёл из жизни в неполных 22 года! Простудился, перебегая легко одетым с бала из дома Ланских в свой флигель… Зинаида Волконская (в неё Веневитинов был несчастливо влюблён) подарила ему свой перстень поэт завещал надеть ему на палец в час кончины, что и было выполнено, когда тот впал в забытьё. Веневитинов очнулся на миг и спросил: «Разве меня венчают?» — и умер. При перезахоронении тела поэта с кладбища Симонова монастыря на Новодевичье перстень был снят и теперь хранится в Литературном музее.
Программа завершилась стихом О. Мандельштама «Дайте Тютчеву стрекозу…», в котором и крылась разгадка идеи застолья. А Денис Баландин перешёл к ответам на вопросы. Обращение к этой теме актёр объяснил тем, что в своё время он увлёкся Иосифом Бродским – читал не только стихи, но и биографию, интервью, где поэт часто шёл на своеобразную провокацию.
— Например, он мог сказать: «А вот если бы время повернулось по-другому, то нашим первым поэтом был бы не Пушкин, а метафизик Баратынский». Я подумал: «Ничего себе сравнение!». Значит, надо почитать Баратынского. Или вдруг утверждает, что лучше всего о ХХ веке говорит проза Надежды Мандельштам. Естественно, после этого бежишь в библиотеку, достаёшь эти два тома… Так в моей жизни появился Осип Мандельштам, и я нашёл эти стихи о русской поэзии. Мне всегда хотелось их читать, но сами по себе они неполноценны — если их не разгадать.
Определяя посыл своей программы, Денис Баландин снова вспомнил Осипа Мандельштама, который был раздавлен и затравлен в воронежской ссылке. Сопоставив в своё время этот факт его биографии со стихами поэта, посвящёнными маленькой греческой амфоре, выставленной в Воронежском музее, актёр пришёл к следующему пониманию: неважно, в какое положение поставила тебя жизнь – важно, что у тебя внутри; на какой высоте ты находишься.
— После выступлений с моей программой я слышал от людей, что они словно напились из чистого источника. Этот источник – наша литература.
…Думаю, не только мне после этой встречи захотелось припасть к этому источнику и достать с книжной полки стихи полузабытых сегодня поэтов. Спасибо Денису Баландину!
Комментарии