16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:20, 22.12.2016

«Язык – живое существо»

/ Общество

С остоянием русского языка обеспокоены многие литераторы, преподаватели, учёные, общественные деятели и журналисты. Депутаты даже приняли закон «О государственном языке РФ», в котором есть статья о защите и поддержке русского языка. А какой он – современный русский язык? От кого и чего его нужно сегодня защищать? Об этом мы говорили с учителем русского языка и литературы школы №9 Ниной Заварыкиной.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС

— Нина Леонидовна, в школе мне казалось, что правила русского языка, написание и произношение тех или иных слов – незыблемы. Сегодня всё чаще прихожу к выводу, что русский язык способен меняться…

— Когда в 2009 году появился «Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения», очень многие возмущались, активно обсуждали, что допустимо, а что нет. Но это было и будет всегда, и слово «кофе», в конце концов, официально станет существительным среднего рода. Тем более что уже сейчас в разговорной речи разрешено использовать его в среднем роде. Это закон русского языка, естественный процесс. Язык – живое существо.

— Но ведь подобные изменения затрагивают не только устную речь?

— Да, быстрее всего изменяется фонетика. Меняется ударение, произношение некоторых сочетаний согласных. Медленнее всего, конечно, будут меняться синтаксические и морфологические нормы. Но и они в конце концов поменяются. Впрочем, на жизни одного поколения крайне редко происходят такие серьезные изменения.

— Так от чего зависит наше произношение, и почему сегодня мы говорим не так, как вчера?

— Когда раньше в театральные вузы приезжали поступать абитуриенты с юга, им первым делом ставили речь и убирали говор. Они должны были научиться говорить на правильном литературном языке. А сейчас появилась масса частных, насколько я понимаю, школ и студий. В результате – огромное количество актёров в сериалах говорит на говоре. Да и в телевизионных программах ведущие допускают большое количество грамматических ошибок. Эту сферу никто не контролирует и не проверяет. Следовательно, раз сказали, два – и ошибка становится привычной. Таким образом насаждается новое произношение.

— Получается, что русский язык меняется из-за нашей некомпетентности?

— Нет, это естественный процесс, который зависит как от лингвистических процессов внутри языка, так и от общественной ситуации. Приведу пример. Когда в своё время к власти пришёл Горбачёв, я помню, как было разрешено говорить «мЫшление», потому что так произносил он. Горбачев власть потерял, и вернулось «мышлЕние».

«ПЕРЕСТАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ»

— Нина Леонидовна, как говорят современные школьники?

— У нового поколения практически исчез сленг. Молодёжного сленга, как такового, больше нет. Если молодёжь и пользуется им, то только старым запасом. «Респект», «движуха», «уважуха»… — все эти слова позаимствованы у вас или у нас. Это заметила не я одна. А связано сие явление в первую очередь с тем, что перестаёт работать фантазия, потому что сленг – это словотворчество. Кроме того, сейчас пропадают субкультуры, которые существовали во множестве ещё несколько лет назад. Готы, эмо и тому подобные сообщества вынуждены были создавать свой язык, а сегодня он растворяется и исчезает. Всё это несколько пугает.
Когда ученики начинают писать сочинения, пугает другое. Независимо от возраста ребят, возникает ощущение, что ты читаешь работу автора, который лет пятьдесят сдавал бухгалтерские отчёты. Засилие канцелярита и штампов. И абсолютно непонятно, откуда это берётся. Сначала я думала, что это связано с какими-то учебниками по обществознанию или чем-то похожим. Заглянула в них. Ничего подобного, они написаны совершенно нормальным человеческим языком. Очень мне эта ситуация напоминает времена героев Зощенко. То самое состояние, когда люди пытаются говорить на псевдокультурном языке, специально умничают, а внутри никакого содержания нет, только форма дребезжащая. И поэтому выражения получаются просто бесподобные.

— Неужели молодёжь не понимает, что это звучит, по меньшей мере, смешно?

— К сожалению, многие не понимают и редко смеются над своими ошибками. Проблема в том, что наши ученики перестали самостоятельно мыслить. Часто приходится отвечать на такие вопросы, которые раньше, в принципе, не могли возникнуть. Современные дети ищут во всем алгоритм и отсутствие его воспринимают как непреодолимую преграду.

КОГДА ПЕРЕБОЛЕЕМ

— Современному русскому языку впору ставить диагноз…

— Все лингвисты говорят об этом. Но болеет не язык, болеет общество, а язык останется.

— Влияет ли ЕГЭ на эту ситуацию?

— Начнем с того, что ЕГЭ возник как ответ на изменения, происходящие в обществе. Создается общество потребления, в котором не нужны мыслящие рефлектирующие натуры. Следовательно, нужно отказаться от классического сочинения по литературе. А дальше цепная реакция: с каждым годом экзамен упрощается, знаний нужно все меньше, а результаты все выше. И всех это устраивает. Но ЕГЭ – это не причина, а следствие.

— В любом правиле есть исключения, наверное, и среди нынешних учеников встречаются незаурядные личности?

— Исключения есть. Они отличаются от прочих, даже выглядят по-другому, у них другие лица, им тяжело, потому что система так или иначе начинает их под себя подминать. Есть ребята, которых просто жалко, когда понимаешь, что в другое время и при других обстоятельствах они могли бы себя проявить. Но изменить себя очень трудно, удобнее и проще быть как все. Зачем мне лишние знания, если я могу без этого обойтись?

Интересно, что…

  • Русский язык занимает восьмое место в мире по числу владеющих им как родным языком, входит в четвёрку самых переводимых языков мира, а также является одним из шести официальных языков ООН.
  • Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке – заимствованные. В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина было всего лишь одно слово с этой буквой – «флот».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года – «превысокомногорассмотрительствующий».
  • Выражение «зарыть талант в землю» сегодня означает «погубить свои способности». Однако «талант» произошло от греческого слова, обозначающего монету. И дословно это выражение значит «зарыть в землю деньги».
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем».
  • Русский язык обязательно изучают все космонавты, так как инструкции к части оборудования на МКС сделаны на русском.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:25, 21.11.2024 0 комментариев
Многогранная работа построена грамотно / Общество

Руководитель Паустовской школы Вязниковского района Андрей Сысоев - финалист регионального этапа Всероссийского конкурса "Директор года России" 2024 года! Высокий статус он получил, пройдя через большое профессиональное состязание.


11:23, 21.11.2024 0 комментариев
Плодотворные дебютные идеи / Общество

В Вязниковском районе в шахматы сыграли работники организаций, предприятий и различных структур. Турнир проходил в рамках круглогодичной Спартакиады 15 ноября. Здесь были и новички, и опытные спортсмены, которые с детства любят шахматы. Не зря многие уверены, что это игра, искусство, наука и спорт в одном флаконе. Шахматы требуют концентрации, логического мышления, анализа, стратегического планирования и верного принятия решений. Дисциплина помогает развивать память, внимание, усидчивость, терпение. Как говорится, сплошная польза.


11:20, 21.11.2024 0 комментариев
Школа получит автобус / Общество

На этой неделе муниципалитеты Владимирской области получат новые школьные автобусы. В общей сложности – 28 транспортных средств. Как выяснил «Маяк», один из автобусов поступит в Вязниковский район. Он предназначен для Пирово-Городищенской школы.


Архив блога