Традиционная встреча, что состоялась в одном из уютных залов музея 30 ноября, собрала несколько десятков человек, любящих краеведческие изыскания. Формат чтений предполагал, что каждый выступающий самостоятельно выбирает тему доклада. И тем этих, надо сказать, было немало. Краеведы рассказывали о прославленных земляках и купеческих династиях, событиях столетней давности, археологических находках, возможностях привлекать инвестиции с помощью известных россиян, как-либо связанных с Вязниковской землёй, и многом другом. Потому оговоримся сразу: читателей «Маяка» ждёт цикл публикаций по итогам чтений.
Местная сенсация
Член Русского географического общества Юрий КОЗЛОВ поделился со слушателями необычной находкой, сделанной в районе деревни Перово. В августе 2017 года Юрий Васильевич обнаружил на берегу Клязьмы… бивень мамонта.
— Мои внуки уже уехали. Я один гулял по берегу реки. Обратил внимание на необычный предмет – издалека показалось, что это большая ветка. Однако внутренний голос подсказал: это не так. И действительно. Передо мной – тяжеленная штука, ни один мокрый дубовый ствол столько весить не может. Стало понятно, что это большая кость, — рассказывает Юрий Козлов. – Потрудился, вытащил находку из песка, принёс домой.
По словам краеведа, бивень стал своего рода «местной сенсацией» — многие жители, особенно ребятишки, с удовольствием фотографировались с находкой, а счастливые лица мальцов радовали родителей. При этом оказалось, что бивень и раньше замечали несколько местных жителей – просто внимания этому объекту не придавали.
— Удивительно, но он лежал в самом людном месте наших краёв на Клязьме – буквально в 50 метрах от пляжа, облюбованного жителями и рыбаками, — добавляет Юрий Васильевич.
Вес бивня – около 16 килограммов. Длина – 155 сантиметров. Диаметр сечения – около 8 сантиметров. Судя по всему, бивень принадлежал особи шести лет от роду – это можно определить по количеству слоёв.
Юрий Козлов попытался понять, откуда же берутся такие находки. Возможно такое объяснение: река постоянно подмывает место, на котором расположилась деревня Перово, вымывая из глубин почвы артефакты прошлого.
— Известно, что в древности люди охотились на мамонтов. А ведь неподалёку от деревни располагается ещё одно удивительное место – оно идеально подходит для охотников эпохи палеолита. Это участок дюн с сосновым лесом – где-то километр на километр, — рассуждает краевед. – В процессе общения с местными жителями выяснилось: это не единственная подобная находка (что на чтениях подтвердили и другие краеведы. — Прим. авт.). Когда в начале 80-х годов прошлого века строились фермы в районе Перова и Олтушева, там тоже обнаружили бивень. А ещё знаю, что один из нижегородцев, купивший дом в наших местах, нашел на берегу Клязьмы череп. Судя по всему, крупного млекопитающего. В следующем году постараюсь разыскать этого человека и узнать судьбу черепа.
Участники чтений сошлись во мнении, что бивень мамонта должны увидеть как можно больше людей, интересующихся древностями. Директор Вязниковского историко-художественного музея Лилия Ковалёва в свою очередь сообщила, что, возможно, в следующем году все подобные экспонаты сможет принять музей – в случае, если получится выиграть грант на создание специальной экспозиции.
К пьедесталу царя — венок из колосьев
Об открытии памятника императору Александру II в Никологорах подробно рассказала Елена Владимировна КОЧНЕВА. Её доклад – результат кропотливой работы в областном архиве и тщательного изучения газет столетней давности.
— Памятник был возведён в августе 1912 года – в этом году ему бы исполнилось 105 лет, — рассказывает Елена Кочнева. — Однако в годы гражданской войны памятник сорвали с постамента. Потом, как рассказал мне один из старожилов посёлка, монумент долго валялся на территории отделения милиции. Местные играли – набрасывали на руку императора кольца. А потом памятник исчез. Возможно, его перелили на пули, потому как он был сделан из свинца.
Как памятник появился в Никологорах? По информации краеведа, монумент располагался в центре посёлка, у сквера и дороги, идущей на Харино. Миссию по созданию отлитой копии императора по просьбам крестьян взял на себя известный фабрикант Василий Гаврилович Городов.
— В статье газеты «Старый Владимирец» рассказывалось, что царь-освободитель был поставлен на каменный пьедестал в полный рост, — делится Елена Владимировна. – Один из священников прочёл манифест об освобождении крестьян. После открытия, как и полагается, был проведён крестный ход. К пьедесталу возложили венок из колосьев пшеницы – все же на дворе стоял август. Отдельный интерес представляет надпись на памятнике: «Осени себя крестным знаменем, православный русский народ». Дескать, идёшь ты по дороге – отдай дань уважения.
Крестьяне были настолько благодарны Василию Городову за памятник, что преподнесли ему икону Николая Угодника и два благодарственных адреса.
Елену Владимировну также заинтересовало, почему памятник установили именно в Никологорах – всё-таки Вязниковский уезд был довольно большим. Оказывается, после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года крестьяне, получившие вольную, основали там сначала ручное полотняное производство, а затем и фабричное. Свободные люди успешно развивали своё дело и в связи с этим были готовы пожертвовать средства на памятник Александру II.
Вообще интересна и жизнь Василия Гавриловича Городова, его супруги Марии Платоновны Корявко, всей их семьи, исчезнувшей после революции. Но это уже совсем другая история…
Фото памятника с сайта viazniki-city.ru
«Слабли телом, но не падали духом»
Доклад к 100-летию организации первого вязниковского духового оркестра подготовил Алексей ЛЕБЕДЁВ. Педагог и краевед рассказал участникам чтений, что музыкальные традиции на Вязниковской земле уходят корнями ещё в дореволюционное прошлое. Так, в 70-е годы XIX века в городе был расквартирован полк, которым командовал полковник Воронов. По воспоминаниям краеведа С.И. Змеева, это «время вязниковцы долго вспоминали как «весёлое», перед квартирой полкового командира по вечерам играла музыка».
Дальше – больше. В последние десятилетия позапрошлого века в Вязниках по инициативе местных властей был создан городской сад. К началу века двадцатого парк стал излюбленным местом отдыха горожан. Остались свидетельства того, что в саду на горе напротив Благовещенского монастыря ежедневно проходили гуляния, здесь постоянно играла музыка. Да и вообще, как отмечал путешественник Н. Свавицкий, место было «со всеми приспособлениями для шумного веселья».
— Тем не менее из сообщений того времени видно, что постоянно действующего музыкального коллектива в дореволюционных Вязниках не было. Таким образом, первым постоянным коллективом в 1918 году станет вязниковский духовой оркестр. Его создатель и руководитель — С.Н. Павлов-Русинов. На сохранившейся фотографии первого оркестра, сделанной в фотоателье Козина 22 (9) апреля 1918 года, запечатлены 17 музыкантов вместе с руководителем коллектива. Среди них – К. Изволенский, Н. Наровчатов, Г. Николаев, Б. Поляков, И. Сеньков, И. Суворов, К. Чесноков и другие. Состав оркестра менялся. Известно, что в нём участвовали также А. Вознесенский, М. Булатов, А. Круглов и другие. Всех этих молодых людей по праву можно назвать пионерами вязниковской духовой музыки, — уверен Алексей Лебедев.
Что и говорить, музыкантам было непросто – коллектив формировался во время разрухи, гражданской войны. Инструменты доставали с огромным трудом. По воспоминаниям одного из участников коллектива, «большим препятствием к планомерной работе оркестра явился всем известный голод 1918 года… Музыканты сплошь и рядом приходили голодными на игру, слабли телом, но не падали духом и не бросали начатого дела».
Алексей Викторович обращает внимание на то, что работа музыкантов держалась только на энтузиазме – ни дирижёр, ни оркестранты зарплату не получали. Ещё одним проблемным вопросом была пресловутая текучка кадров. Кто-то переходил на платные выступления, так как иного способа заработать не было. Кого-то призвали в Красную Армию.
— Несмотря на трудности и лишения, созданный оркестр начал успешно выступать в трудовых коллективах и расширять свой репертуар. Музыканты постоянно повышали профессиональный уровень, что в первую очередь можно объяснить организаторским талантом С.Н. Павлова-Русинова. Он приложил немалые усилия для создания и укрепления творческого костяка оркестра. Надо сказать, что с момента образования духовой оркестр был востребован. Выступал на многочисленных митингах, праздничных демонстрациях, во время отправки бойцов Красной Армии на фронт. Можно говорить и о том, что основание первого духового оркестра послужило мощным толчком для развития музыкальной культуры в целом в Вязниках и уезде.
Позднее итогом этой большой работы стала и организация музыкальной школы, и создание других коллективов, в частности оркестров Вязниковского льнотехникума, Ярцевской льнофабрики имени Карла Либкнехта, фабрики имени Парижской коммуны и других.
Выступая на краеведческих чтениях, Алексей Лебедев детально рассказал о развитии вязниковского музыкального движения. О том, как жили коллективы во время Великой Отечественной войны и после неё. Краевед проследил путь духовой музыки от рождения до современных творческих коллективов, которые хорошо знают и любят жители Вязниковского района.
(Продолжение следует…)
Со многими докладами краеведческих чтений-2017 можно подробнее познакомиться в Вязниковском историко-художественном музее.
Комментарии