Три-четыре года назад известный вязниковский краевед, преподаватель истории Алексей Викторович Лебедев начал коллекционировать советские открытки, выпущенные в период Великой Отечественной войны. Он и не подозревал, что в тяжелые для страны годы активно работала полиграфическая промышленность, выпускающая сотни вариантов открыток едва ли не миллионными тиражами! Алексей Викторович признаётся, что его открытки — случайные находки.
Все привыкли к тому, что символом фронтовой почты был треугольник. За него не нужно было платить, взял листок бумаги, написал, сложил, цензура проверила и отправила. А вот открытки явно покупали. Стоили они от 10 копеек до 3 (!) рублей. В принципе, все открытки и почтовые карточки, которые выпускались с 1941 по 1945 годы, можно условно разделить на две части.
Первая часть – это те почтовые карточки, что выпускались именно для фронта. На одной стороне – место для текста, на другой – адресные данные и небольшая иллюстрация, обычно агитационного плана – «За Родину! За Сталина!», «Вперед, на Берлин!», «Наши доблестные летчики». Эти карточки отличались тем, что были сделаны на рыхлой некачественной бумаге и имели большой тираж.
— Эти почтовые карточки достаточно редкие, — объясняет краевед. – Они очень часто находятся в плохом состоянии. Представьте, дошли до нас с фронта. Они обычно порванные, помятые. По ним можно проследить историю Великой Отечественной войны от начала до конца. Например, есть у меня в коллекции такая карточка (некачественно сделана): на ней советские солдаты в окопе, а на них наступает немецкий танк. Датируется карточка 1942 годом. Или «Поздравляем с 27-ой годовщиной Советской армии!». Это уже февраль 1945 года. «Вперед, на Берлин!» — явно 44-45-го годов выпуска.
Вторая часть коллекции – это художественные открытки, которые были изготовлены на хорошей полиграфической базе. Их можно разделить на серии.
— Удивился я, что в годы войны продолжали выпускать открытки с изображением сказочных и детских сюжетов, — делится впечатлениями Алексей Викторович. — Но основная масса открыток того периода все же была связана с войной.
С июля 41-го в Советском Союзе начали выпускать открытки сатирического плана, где в гротескном виде изображались Гитлер и его окружение.
Еще один раздел художественных открыток – открытки-плакаты. «Родина-мать зовет!», «Воин Красной армии, спаси!», «Что ни патрон – то немец!», «Пьем воду из родного Днепра – будем пить из Прута и Немана!».
— Кстати, сами плакаты времен Великой Отечественной войны очень редко встречаются, — рассказывает краевед. — Их нельзя было хранить, они должны были работать — агитировать население. Прислали плакаты — их тут же расклеили. Может быть, только в некоторых музеях и библиотеках уцелели. А вот открытка – это тот же плакат, только на руках у населения. Такие открытки редко посылались на фронт, они встречаются либо чистыми, либо посланными внутри страны.
Есть блок открыток, который появился вслед за выступлением Сталина, когда он обозначил наших выдающихся полководцев древности. Тогда стали выпускаться открытки с изображением Александра Невского, Дмитрия Донского, Кутузова, Суворова, Нахимова. Причем это мог быть и портрет, и целая историческая сцена знаменитого сражения.
Открытки с изображением конкретных героев, воевавших на фронтах Великой Отечественной, считаются очень редкими.
— Где-то с 1942-го года начали выпускать открытки с изображениями орденов и медалей, — говорит Алексей Лебедев. — Активно пропагандировались военные награды. Выходили даже целые подборки.
Кроме того, во время войны выпускались «тыловые» открытки, на которых изображалась агитация, обращенная к работникам тыла: «Поможем нашим солдатам!», «Фронту нужно больше снарядов!». Удивительно и то, что на протяжении всей блокады Ленинграда печатались открытки, причем на высочайшем художественном уровне. Город, умирающий от голода и бомбежек, выпускал десятки, сотни вариантов открыток, сюжеты которых непосредственно связаны с обороной Ленинграда. Есть серия графических открыток, где изображается, как в 41-42 годах забивают досками, ящиками памятники, закладывают мешками с песком. Есть открытки, на которых ленинградцы возле Исаакиевского собора выращивают капусту, как тушат «зажигалки». Вся жизнь города была показана в цветных, ярких открытках. А под конец войны на открытках изображались восстановительные работы — как ленинградцы отстраивали свой город.
Полиграфическое качество художественных открыток военного времени было разным, но если их выпускало издательство «Искусство», то все было сделано на высоком уровне, бумага — чуть ли не мелованная, плотная, яркие краски. Были и различные местные издательства, которые выполняли артельные заказы. Соответственно, бумага здесь шла похуже и цена была ниже. Дорогие открытки — за 2 рубля 50 копеек, 3 рубля — явно «благотворительные», средства от их продажи шли на нужды фронта.
Подобное было и в Германии, и в Италии — там тоже выпускали похожие открытки, что свойственно вою-ющим странам – поднимать боевой дух своей армий и своего населения.
— Есть у меня открытка, — говорит Алексей Лебедев, — 1944-45-го годов. На ней изображено три флага – Советский, Американский и Английский. «Да здравствует советско-англо-американское боевое сотрудничество!». Кто бы мог подумать, что всего через год начнется холодная война?!
Комментарии