Впрочем, это не совсем верно, Александровская земская больница была в Вязниках ещё в 1870-х годах, но только располагалась она совершено в другом месте — в центре города, на улице Пушкинской, в старинном здании, где уже в советское время находилась аптека № 37.
А вы не знали? Вот и я не смогла скрыть удивления, услышав это от старшей сестры кардиологического отделения, а по совместительству «внештатного краеведа» больницы — Ольги Анатольевны Ерасовой — хранительницы истории Вязниковской ЦРБ.
— Вот уже 39 лет за одну дверную ручку дверь открываю, — улыбается Ольга Анатольевна. – После медучилища пришла сюда работать медсестрой. У нас «в кадрах» тогда работала удивительная женщина, выпускница института благородных девиц Зинаида Васильевна Лбова. Ей в то время лет 70 было, выглядела она как настоящая дама и была прекрасным рассказчиком.
Очевидно, увидела эта пожилая дама в молоденькой медсестре что-то особенное — может, жажду жизни, может, особый интерес к прошлому. Так или иначе, только решила она оставить на память именно ей фотографии из своего личного архива. С этих пожелтевших карточек и началось увлечение Ольги Ерасовой историей вязниковской медицины. И начала она собирать собственный краеведческий архив.
Благодаря этому увлечению, мы сегодня знаем, что…
В 1889 году заведующий Александровской земской больницей Н.А.Закопский на уездном земском собрании сделал заявление, что «помещение, занимаемое больницей, далеко не удовлетворяет требованиям, которые желательно иметь от более или менее благоустроенной больницы». Он говорил, что «больница имеет всего пять палат, не включая операционную и палату для арестантского отделения. Из них одна изолирована, а две сгруппированы по две. Как врачу разместить больных мужчин и женщин, причём между ними есть сифилитики? Врачу приходится размещать всех в общую палату со всевозможного рода болезнями. И больница будет служить не местом для ограждения от различных заразных болезней, а наоборот, рассадником их».
Именно на том собрании и было принято решение о строительстве в Вязниках новой земской больницы. Из губернии запросили техника управы для составления плана и сметы. Вопрос о сумме обсуждался земскими гласными. Постановили: «определить размер расхода на постройку в 50 000 рублей, в счёт этой суммы вносить в смету ежегодно с 1900 года по 10 000 рублей и 1000 рублей из имеющегося остатка больничного капитала. При этом решено было строить больницу, заразный барак, усыпальницу, погреб, баню-прачечную и водоснабжение…»
Вскоре по делам строительства была создана больничная комиссия под председательством городского головы Владимира Елизарова.
— Это было необыкновенное время и, видимо, удивительные люди, — говорит Ольга Анатольевна. – Мне было очень интересно узнавать об их жизни, работе.
Благодаря этим трудам сегодня можно проследить более чем столетнюю историю вязниковской горбольницы. Летопись эта продолжается по сей день…
В 1899 году земская управа обратилась в городскую думу с ходатайством о выделении под строительство новой больницы «участка земли мерою около одной десятины». Из управы получен ответ, что «удобным местом признан участок городской земли по левую сторону шоссе, поднявшись в гору, против дома госпожи Дедюхиной, мерою 2209 саж., как особенно подходящий и по расположению своему на возвышенном, сухом месте, за чертою города, так и по имеющимся вблизи его ключам воды.»
Интересный факт. Известный вязниковский фабрикант и купец, а также член больничной комиссии Сергей Иванович Сеньков заявил, что лично «проучаствует в деле постройки больницы 10 койками на сумму в 10 210 рублей с тем, чтобы было предоставлено право пользования означенными койками рабочими фабрик товарищества Сенькова и Торгового дома Сенькова и Игнатьева». Остальную необходимую сумму в 51 060 рублей должно было ассигновать земство.
Строить больницу решили в три периода, средства расходовать равномерно, дабы «не отягощать земский бюджет». Для заведывания строительством пригласили архитектора Н.Д.Корицкого, архитектором-подрядчиком назначен был Сергей Родионов, который в мае 1903 года и приступил к заготовке строительных материалов, «рытью котлованов для некоторых зданий, бутовой кладке, устройству заборов, планировке земли и так далее…»
Сохранившиеся до наших дней документы подтвержают, что строительство больницы до 1904 года велось подрядным способом, далее – хозспособом. К осени 1905 года имелось «каменное, двухэтажное, частью с подвальным этажом здание на 60 коек.» В нём было устроено: «перевязочная на первом этаже, комната для врача, мертвецкая в подвальном этаже, комната для душевно-больных в первом этаже, паровое отопление, чердачное помещение с оштукатуркою. Настланы во всех палатах деревянные полы, в коридорах – асфальтовые, в операционных и ванных – плиточные, все стены, потолки, двери и окна окрашены, сделаны две лестницы из бетона. Также всё устроено в доме врача, заразном бараке, бане-прачечной, часовне, сторожке, погребах, каретном сарае… »
К ноябрю строительные работы были завершены, а 18 декабря 1905 года, после водосвятного молебна, больница была открыта. К Новому году в неё перевезли больных из старого здания, сюда же перешёл и упомянутый выше врач Н.А.Закопский. И с 1 января 1906 года новая Вязниковская больница официально начала работать.
Несколько лет назад, когда управление учреждения переезжало в другое помещение, хотели выбросить многие бумаги.
— Я тут и порылась, — вспоминает Ольга Анатольевна. – Нашла не только документы, но и старые фотографии, многие из которых были испорчены.
Старые фотографии Ольга Ерасова восстановила, разложила по большим альбомам. В них теперь хранится история Вязниковской земской, городской, центральной больницы. С волнением и даже трепетом листаем мы с Ольгой Анатольевной эти альбомы. О каждом из изображенных на фото она готова рассказывать так, словно знала этих людей лично.
— Вот Лев Абрамович Саганский, земский врач, местная легенда. Был здесь заведующим терапевтическим отделением. Работал в больнице до 1914 года, умер в 1957. А вот это — доктор Лавров, он письмо написал потомкам, где рассказывал, как дали ему больницу с «одним хромым истопником», как сажали они коллективом капусту, чтобы хоть как-то прокормить больных…. А вот и 1937 год, первый выпуск школы медицинских сестёр…
На старом городском кладбище, недалеко от входа, есть два захоронения. В одном из них покоится бывший вязниковский хирург Алексей Петрович Смирнов, в другом – Л.А.Саганский. Несмотря на то, что жили врачи много лет назад, места их памяти не забыты, убраны и ухожены. К этой работе Ольга Анатольевна и мужа своего подключила. Год назад они реставрировали старые могилы. Этой весной сотрудники больницы подправили памятники, подсыпали песка, покрасили ограды.
— У нас коллектив ответственный, мы своих не забываем, — говорит Ольга Ерасова о коллегах по кардиологическому отделению. – Перед 9 Мая мы все могилки убираем: и наших ветеранов, и тех врачей, у кого нет родственников…
Вязниковская медицина сегодня переживает нелучшие времена: врачей катастрофически не хватает, зарплата провинциальных медработников оставляет желать лучшего. Но, тем не менее, эти удивительные люди работают, лечат, ежедневно спасают пациентов. На мой взгляд, они — достойные продолжатели дела своих предшественников. А значит, летопись вязниковской земской больницы продолжается.
Комментарии