Знакомство с «младшим братом»
Граница между союзными государствами, в её привычном понимании, отсутствует. На пути не встретились ни кордоны, ни блокпосты. Единственное, что выдало приграничную зону, так это автомобиль пограничной службы ФСБ России с нашей стороны и красно-зелёная будка со стороны Республики Беларусь. И все же, то, что находишься на территории другой страны, понимаешь уже через пару километров. Привычный ландшафт из покосившихся деревянных домиков, зарастающих бурьяном, сменился аккуратным рядом белорусских хаток, обрамлённых единообразным забором. Потянулась череда полей, засеянных гречихой, рожью, клевером и ещё бог знает чем. Ни один мало-мальски значимый клочок земли не пустовал. Вдоль автомобильных дорог — ровно подстриженная трава и никаких мешков с мусором. Качество дорог также не идёт ни в какое сравнение с отечественными. Полотно, дорожные знаки, разметка, щиты с дополнительной информацией и оборудованные места для отдыха. Такой порядок после российской действительности резал глаз.
Постепенно привыкая к увиденному, мы добрались до Витебска. Знакомый по фестивалю «Славянский базар» город до этого представлялся эдаким белорусским Сочи — с элитными заведениями и праздничным марафетом. Но при личном знакомстве Витебск приятно удивил. Цены на продукты и жильё здесь оказались практически вдвое ниже, чем в других регионах страны. Лоск, хотя и был заметен, но без всякого налёта показушности. Улочки, фонтаны, парки и пешеходная зона — нас не покидало ощущение уюта и гостеприимства.
Беларусь, mon аmour
Мимоходом отметившись в географическом центре Европы – Полоцке, перемещаемся в небольшой городок Поставы, напоминающий детский конструктор.
Поставы словно собраны из игрушечных домиков, низких белых заборчиков, фонтанов, ряда скамеек и вымощенных дорожек, опоясывающих главную достопримечательность – величественный костёл Святого Антония. Численность населения миниатюрного городка тоже весьма скромная – двадцать тысяч человек.
— Сразу видно, не наши приехали, — с улыбкой резюмировала местная жительница, намекая на необычный вид парковки с заездом на тротуар. – Ну, добре, оставляйте так.
Кстати говоря, из целого ряда транспортных средств подобный вид парковки избрали лишь водители автомобилей с российскими номерами. Культуру поведения местных автолюбителей берём на заметку и отправляемся дальше.
Хороша белорусская глубинка, но краше Гродно всё же нет. Гармоничная смесь исторических зданий и современных сооружений, узких улочек и широких проспектов, сразу два средневековых замка, несколько внушительных костёлов и аккуратно выложенная брусчаткой пешеходная зона. Именно здесь процесс нашей культурной акклиматизации завершился, и белорусские традиции окончательно «оккупировали» израненные сердца путешественников. Теперь с видом бывалого у нас получалось разбираться во всевозможных типах драников, отличать местные сорта пива, бегло проводить процесс конвертации валют и «разумець беларускую мову». Для полного счастья оставалось лишь накинуть узорчатую вышиванку, схватить в охапку одну из гродненских красавиц, ворваться в Беловежскую пущу и под удивлённые взгляды зубров закружить какую-нибудь жизнерадостную «лявониху», вопя во всё горло: «Жыве, Беларусь! Жыве вечна, мая каханне!».
Деловитый Минск
Авот с деловитым Минском подружиться удалось не сразу. В поисках временного пристанища пришлось поколесить по ночному городу и получить отказ в нескольких хостелах: то мест нет, то бронировать их нужно было заранее, то «лица у вас слишком подозрительные». В итоге нашим приютом стало заведение под названием «Революция», под крышей которого собралась разношёрстная интернациональная компания. Здесь удалось и понаблюдать за увлечённой беседой прибалтийских студентов, и внезапным появлением напугать англоязычного посетителя, и не сразу заснуть из-за шумной немецкой компании, а главное — получить несколько дельных советов по осмотру местных достопримечательностей от симпатичной путешественницы из Казахстана.
Утром Минск казался более приветливым. Взяв с собой местного «языка», у нас получилось оперативно отыскать и осмотреть основные туристические объекты: парк Горького, площадь Победы, «остров слёз», Национальную библиотеку, Красный костёл, Дворец республики, ЦУМ и ГУМ…
Сердце Минска — площадь Независимости — пустовала. Как говорят, если на этом месте похлопать в ладоши, то можно чудесным образом переместиться в отделение милиции. Помимо милиции за порядком на городских улицах следят облачённые в камуфляж ребята. Неторопливо прогуливаясь по городу, они внимательно всматриваются в лица прохожих. По словам местных, с ними лучше не спорить. Ещё больший трепет у жителей вызывают военные грузовики. Если поблизости остановился такой автомобиль, лучше пойти в другую сторону, так как риск быть задержанным в непосредственной близости от него резко возрастает. Вот такая тонкая грань между личной свободой и общественной безопасностью.
Ближе к дому
О зубрах. Эти животные, без преувеличения, национальная гордость и один из символов Беларуси. Известно, что лучшие зубры водятся в национальном парке «Беловежская пуща». Окруженные реликтовыми деревьями, в компании других редких животных, здесь они чувствуют себя полноправными хозяевами и даже глазом не ведут в сторону шныряющих туда-сюда туристов. А вот местный медведь, напротив, посетителям рад. Сам подходит к решётке и встаёт на задние лапы, выманивая из рюкзаков сердобольных путешественников остатки провизии. Для осмотра заповедной территории лучше взять в прокат велосипед — длина некоторых маршрутов достигает двадцати километров. Ну а мы, с трудом поборов желание под видом зубра перейти границу с Польшей, двигаемся чуть южнее – в Брест.
Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» производит величественное впечатление. О боевом прошлом крепости уже при входе напоминают звуки бомбёжки и стрельбы. Затем голос Левитана сообщает о вероломном нападении фашистской Германии и звучит песня «Священная война». Комментарии излишни…
Еще можно много рассказать о красотах и богатом историческом прошлом белорусских замков, которых здесь хватает. Например, в Лиде, Мире, Несвиже. Каждый из них уникален и по-своему удивителен, но всё это — из разряда «лучше один раз увидеть».
Ещё один приятный белорусский бонус — качество местных продуктов. Даже самое дешёвое молоко здесь почему-то вкуснее среднестатистического российского. Цены на продукты, кстати говоря, пусть и немного, но тоже ниже. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и средний уровень зарплаты здесь также меньше.
Как приличная дева, Беларусь не раскроет душу первому встречному. Чтобы понять её до конца, нужно прожить в этой стране не один год. Но совершенно очевидно — Беларусь способна удивлять, радовать, восхищать и в итоге дарить то, что вы стремитесь найти. Поэтому ответ на вопрос «а стоит ли туда ехать?» очевиден — «Стоит!».
Комментарии