Порой кажется, что Вязники — город контрастов. Прогуливаясь по городским улицам, нет-нет да и «споткнешься» о старую, доживающую свой век и никому не нужную развалину. Заброшенные и неухоженные дома можно встретить по всему городу и району.
— Официально в Вязниковском районе зафиксировано несколько сотен заброшенных домов, — комментирует ситуацию главный специалист управления административно-технического надзора Владимирской области по городу Вязники и Вязниковскому району Сергей Абрамов.
В официальном «Реестре выявленных брошенных и сгоревших домов, производственных и иных зданий и сооружений в населенных пунктах муниципального образования Вязниковский район» 77 страниц с указанием населенного пункта, адреса, категории, состояния дома и информации о собственнике.
В пункте первом Реестра числится сгоревший жилой дом в деревне Илевники. Собственник по месту регистрации не проживает. Работниками местной администрации был произведен разбор бревен. Владельцем дома поставлен железный забор вокруг оставшегося фундамента. И это довольно «позитивный» пример. Во многих случаях хозяева вообще не хотят ничего делать, чтобы привести принадлежащие им имущество и территорию в пристойный вид, ссылаясь на отсутствие финансовых средств или преклонный возраст.
— На территории МО «Город Вязники» работниками администрации Вязниковского района было выявлено более семидесяти заброшенных домов, — говорит глава администрации МО «Город Вязники» Николай Прихода. — Из них 20 домов расположены вдоль трассы М-7 «Волга». В регистрационные органы были направлены запросы с целью установления собственников данных домов. В основной массе — это жители других городов, областей и даже государств.
Согласно Правилам по благоустройству муниципального образования «Город Вязники» «собственники частных домовладений обязаны содержать жилые дома и их фасады в исправном состоянии без выраженных дефектов, своевременно приводить их в порядок в соответствии с требованиями «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170».
— Заставить хозяина привести свое имущество в порядок я не могу, — поясняет Сергей Абрамов. — Если снести заброшенное строение, то могут быть большие проблемы. Объявится владелец и спросит, а на каком основании вы сломали мою собственность? И хотя согласно Правилам по благоустройству собственник должен содержать дом в нормальном состоянии, для того чтобы человека наказать и составить протокол, его надо для начала найти, попросить приехать в Вязники. Вот и получается, что заброшенные дома есть, а сделать с ними мы ничего не можем.
Некоторые владельцы заброшенных домов все же находятся, но таких единицы. Им были направлены письма с требованием привести свое имущество в порядок. Некоторые провели ремонтные работы, поправили заборы, благоустроили территорию.
Если собственник пришедшего в упадок строения объявился, то через административные процедуры на него можно воздействовать — выдать предписание с требованием устранить нарушения в облике фасада здания, установить сроки исправления нарушения.
— Предположим, владелец заброшенного дома приезжает сюда, — рассказывает Сергей Абрамов, — я его вызываю и составляю административный протокол. Штраф за неисполнение в таком случае — от 800 до 3000 рублей, плюс будет установлен срок, в течение которого собственник должен устранить выявленные нарушения и выполнить наши требования. За повторный протокол штраф удваивается.
Часто развалины приходится маскировать баннерами и зелеными сетками. Но сотрудники администрации ищут и другие варианты решения проблемы.
В той же деревне Илевники у одного из домов, ввиду тяжелого материального положения собственника, работниками местной администрации был разобран сгнивший забор.
— Все зависит от стоимости вложений, — поясняет Николай Прихода. — Если нужно применить не финансовые, а трудовые ресурсы, то это один момент. Здесь возможно оказать какую-нибудь помощь. А вот выделение денежных средств на ремонт частной собственности Бюджетным кодексом не предусмотрено.
КСТАТИ
Под пункт Правил по благоустройству, касающийся внешнего облика города, попадают не только заброшенные дома, но и покосившиеся заборы, хранение перед домом строительных материалов: «Собственники частных домовладений обязаны не допускать длительного (свыше 7 дней) хранения на прилегающей территории с фасадной частью дома топлива, удобрений, строительных и других материалов, техники, механизмов, брошенных, разукомплектованных автомобилей».
Как быть, если владелец заброшенного здания не установлен или его просто нет? Здесь существует несколько вариантов. Во-первых, бесхозный объект ставится на учет в Росреестре, и если в течение года хозяин не объявился, то муниципалитет может оформить на дом права собственности.
Второй случай – есть собственник, но он умер. Если точно установлен факт смерти и от даты смерти прошло более полугода, то муниципалитет может оформить объект в муниципальную собственность как выморочное имущество (при отсутствии других наследников). Если же человек умер, но официально факт смерти не доказан, то подобную процедуру провести невозможно.
— Статистики роста количества заброшенных домов как таковой пока нет, — говорит Николай Прихода. — Серьезно за этот вопрос взялись совсем недавно. Так что сравнивать не с чем. Но жилищный фонд безусловно ветшает. Вместе с тем, общее состояние внешнего облика города я считаю удовлетворительным. Положительные моменты есть. Так, на центральных улицах Вязников были снесены аварийные и построены новые дома, в районе автовокзала торговые центры обустраивают прилегающие к ним территории. Частный сектор тоже «прибирается», ведь в Вязниках осталось не так много свободных мест, где можно построить частный дом. А потому люди изыскивают различные варианты, покупают те же ветхие дома, сносят их и строят новые.
Комментарии