Гораздо позже я узнал, что в основе сценария лежит стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», но тогда меня интересовали скачки, погони, гусары. Я экономил карманные деньги, делал вечером домашние задания сразу после школы (мы учились во вторую смену), а на другой день был уже у кассы кинотеатра и покупал билет на первый, 10-часовой сеанс. Народу в зале было немного. И вот медленно гаснет свет, из окошечка киномеханика появляется луч кинопроектора и начинается черно-белый киножурнал о «буднях великих строек». И только потом долгожданный фильм – цветной, музыкальный, захватывающий. «Гусарскую балладу» я ходил смотреть три дня подряд, потом увиденное на экране переносил в альбом для рисования.
Вторая памятная для меня встреча с фильмом Эльдара Рязанова произошла под вечер первого дня нового 1976 года. Я был на предпоследнем курсе литфака и приехал домой готовиться к сессии. Был зимний вечер, мама смотрела в соседней комнате телевизор, я закопался в книгах.
И тут мама начала меня звать, говорила, что идет просто замечательный фильм. Я полностью доверял ее вкусу, но тогда так и не пошел смотреть фильм. Слышал через деревянную перегородку песни на стихи Цветаевой, Евтушенко, Ахмадулиной, «Балладу о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова… Это была премьера «Иронии судьбы» на телеэкране.
Потом я посмотрел этот фильм, и не один раз. Сегодня жалею лишь о том, что не посмотрел его вместе с мамой.
Мало мы бывали вместе последние годы. После армии — сразу учеба, летом – стройотряд, редкие приезды домой на выходные. Судьба давала возможность разделить с ней предновогодний вечер у голубого экрана, но по горькой иронии я ей не воспользовался. А через полтора года мамы не стало. Поэтому сейчас, когда меня зовет близкий мне человек просто поговорить, пообщаться, я оставляю все свои дела, лучше их завершить потом, но не откликнуться на зов родного сердца – такого упущения быть у меня уже не должно.
Возвращаясь к этим двум фильмам Эльдара Рязанова, хочется сказать, что в основе первого был добротный литературный сценарий – пьеса в стихах А. Гладкова, а второй приподняла над пусть и незаурядной, но довольно приземленной житейской историей высокая поэзия. Эльдар Рязанов был не чужд поэзии и в других своих фильмах. В «Служебном романе», например. А в «Жестоком романсе» у него люди, жившие во второй половине 19 века распевают романсы на стихи Ахмадулиной, Киплинга да и самого режиссера-поэта. Почему бы и нет?
К слову, «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы великого русского драматурга А.Н. Островского «Бесприданница», не являлся экранизацией пьесы. Снимался в нем целый букет знаменитых актеров, много в нем замечательных натурных съемок. Чего стоит одна прогулка по Волге на пароходе! Фильм получился шикарный, но мне кажется, что за всеми этими «красивостями» трагедия жизни ушла на второй план. Но это только мое личное мнение.
Да и не об этом фильме сегодня речь, а о тех, что оставили в душе светлый, неизгладимый след. К слову сказать, и в «Гусарской балладе», и в «Иронии судьбы» играет один и тот же великий актер — Юрий Яковлев. И как не похожи друг на друга его герои! Как он умеет быть разным! Не будет лишним сказать, что у некоторых моих знакомых произошла трансформация отношений к киногероям из «Иронии судьбы». Со временем им стал более симпатичен Ипполит, а не московский гость Женя Лукашин. Кстати, а как фамилия Ипполита? Да это и неважно. Это всего лишь кино, в жизни так не бывает…
Вспоминая Эльдара Рязанова
/ КультураКак давно это было! В начале 60-х годов в Вязниках открыли новый кинотеатр — «Россия». И первый фильм, который я там посмотрел, была «Гусарская баллада». Конечно, в 12-летнем возрасте об имени режиссера не задумываешься, другое дело — актеры: Юрий Яковлев – поручик Ржевский, Лариса Голубкина — Шура Азарова, Игорь Ильинский — в несколько шаржированной роли Кутузова.
Новости по теме
Архив новостейТворчество талантливых жителей Вязниковского края востребовано далеко за его пределами. Так, в областной научной библиотеке 14 ноября прошел вечер художника, литератора, барда Юрия Лебедева из Мстёры. Встреча получила лиричное название «Струна души свободной». Юрий Анатольевич исполнял романсы, песни на стихи классиков отечественной поэзии, а также современных мастеров слова из Владимирской области. Услышали зрители и авторские произведения.
В Вязниковском районе 23 октября прошёл нетривиальный семинар в формате экспедиции. Работники культуры отправились в посёлок Мстёра. Главная тема – популяризация всего многообразия народных художественных промыслов, которыми славится наш край.
В этот день коллеги побывали и в Мстёрском художественном музее, и в местном Доме культуры, и в Молодёжном центре. Каждый визит имел свой колорит.
Многие жители нашего края искренне восхищаются самодеятельными артистами почтенного возраста, которые составляют костяк хора «Ветеран». Они активны и неравнодушны, деятельны и талантливы, а потому идут с творчеством по жизни.
Комментарии