Как Таисия в Никологоры попала
Именно благодаря мужу Анатолию Васильевичу Таисия Григорьевна и стала никологоркой. Малая её родина – деревня Грачёвка, что недалеко от Стёпанцева. Здесь Таисия и стала первенцем в многодетной семье Авдеевых. Отец, Григорий Павлович, будучи ещё холостяком, прошёл почти всю войну. Под её конец был комиссован по инвалидности. Мог бы остаться в Ленинграде, но отверг поступившее предложение – его, человека деревенского, потянуло в родные края. Здесь-то он и встретил свою Прасковью Ивановну. В примаках жил до тех пор, пока детей не стало четверо, — тогда начали строить дом в Стёпанцеве. Григорий Павлович сам был из многодетной семьи: братьев и сестёр у него было шестеро. Собственных родителей он обошёл: следом за Таисией на свет появились ещё семь детей.
После седьмого класса Тая отправилась в Ковров – поступать в медучилище. Как это часто бывает, за компанию. Первый экзамен они с подружкой сдали, второй та завалила, и Таисия, недолго думая, не стала больше испытывать судьбу и вернулась домой. Побоялась остаться в незнакомом городе одна. Через три года с отличием закончила десятилетку, повзрослела, но… К этому времени в семье появилась очередная сестрёнка, Ольга. Отец рассуждал по-земному: «Куда ж ты уедешь? Мать болеет всё время… Иди на работу». И пошла Таисия в кооперацию.
Начинала с учеников продавца, торговала продуктами. Азам профессии новенькую обучала Мария Ивановна Кувшинова, здравствующая и по сей день. Работа понравилась, и ученица перешла в полноценные продавцы. В соседний магазин хлеб из Никологор возил Анатолий Кокорин. Хотя кавалеров у интересной во всех отношениях девушки хватало, свой выбор она сделала в пользу Анатолия.
— Женились мы по любви, — вспоминает Таисия Григорьевна. – Он ходил за мной по пятам. Я из Владимира еду с учёбы, а он дожидается меня на «Пекинке». Завпекарней потом смеётся: «Вот чего у него машина-то изломалась!».
Скромную свадьбу сыграли в Стёпанцеве. Первое время жили там у родителей, а когда родилась первая дочь, перебрались в Никологоры. Построили свой дом.
В торговле одни женщины, так что в наш хор приходили мужчины даже со швейной фабрики. Когда отмечали 60 лет СССР, наряжались в костюмы всех республик. Ездили с коллективом по экскурсионным путёвкам. Сейчас все вспоминают, как мы весело жили…
Из продавцов в профсоюз
Из продавцов Таисию Григорьевну перевели в объединённый комитет профсоюза работников госторговли и потребкооперации, заочно она поступила в Московский торговый техникум, училась на товароведа, постепенно становясь всё более грамотным специалистом. Муж не отставал – в автохозяйстве был в передовиках.
Как и большинство мужчин, Анатолий Васильевич мечтал о сыне. Но везло на девочек. Их в семье было трое. Таисия Григорьевна продолжала работать. Объединённый комитет профсоюза со временем превратился в районный. В системе работало 900 человек, потом это число перевалило за тысячу. В Никологорском кусте Кокорина профсоюз возглавляла, в области была членом обкома. Под её руководством жизнь кооператоров кипела. Она организовывала сдачу норм ГТО, лично руководила хором – выступали и в области.
— В торговле одни женщины, так что в наш хор приходили мужчины даже со швейной фабрики. Когда отмечали 60 лет СССР, наряжались в костюмы всех республик. Ездили с коллективом по экскурсионным путёвкам. Сейчас все вспоминают, как мы весело жили, — рассказывает собеседница
Так прошло 16 лет. Как член обкома профсоюза, Таисия Григорьевна дважды в неделю выезжала во Владимир. Со временем стало не по силам, и она оставила эту должность. А тут как раз освободилось место продавца в мебельном магазине.
— Вот красота-то была! – ностальгирует моя собеседница. – Всех я мебелью снабдила, все заявки выполняла, доставку товара домой делала. И зарплата хорошая была.
На защите прав потребителей
Последние шесть лет перед уходом на заслуженный отдых Кокорина проработала в администрации – занималась защитой прав потребителей. Жалоб от людей хватало: то с посылками какие-то проблемы, то сапоги не те продали. Порой Таисии Григорьевне приходилось целое расследование вести.
— Иду на работу – люди меня дожидаются, — продолжает она свой рассказ. – Торговые работники меня боялись. Мне и обращаться никуда не надо было – товар заменяли, высылали. Я и комиссии создавала на общественных началах. Люди выходили с проверками, помогали мне. Кроме вопросов, касающихся торговли, были и коммунальные.
Работа, в общем-то, незавидная. Да и здоровье стало пошаливать. Пенсию бывший профсоюзный лидер к тому времени заработала, муж ещё продолжал трудиться, дети выросли. И Таисия Григорьевна оставила работу. Тем более, что дома всегда было чем заняться. В том числе, было что почитать – первое время в потребсоюзе Кокорина занимала должность товароведа по книгам, так что возможностей приобрести самые интересные и ценные издания, энциклопедии хватало. Сейчас этого богатства в доме нет…
Гороскопы не врут
Впрочем, как нет и того дома. Таисия Григорьевна всегда верила в гороскопы. Как обычно, в конце очередного, 2000-го года, прочитала прогноз на год следующий. А он не утешал: «Перед Новым годом вы можете потерять всё, что нажили за всю жизнь». Пожар случился в октябре 2001-го… Спасти ничего не успели; выбежали в том, в чём были. Трудно себе представить, что бы семья делала, если бы не страховка. Приобрести новое жильё помогли проявленные в своё время дальновидность и благоразумие. Спасибо и людям – не оставили один на один с бедой.
Но самое страшное случилось в апреле 2002-го. Младшая дочь, 26-летняя красавица Маша, работала продавцом в потребкооперации, вместе с мужем воспитывала маленького сына. Собралась как-то идти в отпуск, но вдруг почувствовала себя плохо. Из Никологорской больницы её направили в Вязники, потом во Владимир. Для операции в Москве пришлось снова собирать деньги. Из реанимации Маша не вышла…
До сих пор Таисия Григорьевна не может примириться со случившимся. Большое фото дочери на стене бередит незаживающую рану. Машиному сыну сейчас уже 22 года, вместе со своим отцом он живёт в Ленинградской области. Две другие дочери Кокориных живут на расстоянии от родителей: Елена – в Покрове; Людмила — в подмосковном Подольске.
Разбросаны по стране и семь братьев и сестёр Таисии Григорьевны. Но это не мешает этой большой дружной семье собираться вместе по серьёзному поводу. На 70-летие Таисии Григорьевны приехали все. Было 17 человек, самых близких.
Вместе в радости и в горе
Во время нашего разговора из Вязников вернулся Анатолий Васильевич – с новым ресивером. Телевизор здесь смотреть любят – новостные программы, фильмы, «Пусть говорят». По словам Таисии Григорьевны, за 50 лет с мужем они практически не ругались. Оказывается, два Скорпиона по гороскопу могут прекрасно ужиться. Кстати, родились муж и жена с разницей в четыре года, но едва ли не в один день – 17 и 18 ноября.
Хотя Таисия Григорьевна и не стала медиком, но лечить любит – настойками целебных трав. Часть растений сама выращивает, часть приобретает в аптеке. Буфет на кухне ломится от самых разных баночек. Её лекарства помогают не только людям. Однажды занемог кот Кузя, не ел два дня. Хозяйка решила полечить его настойкой золотого уса. Котяра быстро оклемался… Люди с удовольствием берут у соседки отводки алоэ, индийского лука, каланхоэ. Выращивает Таисия Григорьевна и виноград.
— Садоводство у меня в почёте, — признаётся женщина. — Что до огурцов, то, хотя и есть их особо некому, поставили вторую теплицу. Но продавать не продаю, раздаю. Раньше любила шить, вязать, выписывала журналы по рукоделию. И девчонок научила. Сейчас пряду шерсть.
…На юбилей в ноябре подарков было много. А 2016 год опять юбилейный. И уже Анатолий Васильевич будет героем дня в свои 75. Снова соберётся большая семья. Жизнь продолжается!..
Комментарии