Метеостанция в Вязниках была основана в 1887 году. «Золотым веком» ее истории можно назвать период, когда в районе работал летный учебный центр. Тогда число сотрудников станции достигало 20 человек, а местные синоптики составляли прогнозы погоды.
Синоптик на вязниковской метеорологической станции есть и сейчас, однако прогнозировать погоду от него не требуется – «в будущее» смотрят региональные и столичные подразделения метеослужбы. Задача шести нынешних сотрудников районной станции – вести наблюдения.
Каждые три часа в Москву и во Владимир с метеорологической станции города Вязники уходят синоптические телеграммы, в которых зашифрована вся информация о климатических условиях, – видимость, облачность, температура воздуха и почвы, осадки, направление и скорость ветра, давление на уровне станции и на уровне моря. Без этих исследований невозможно составить прогноз погоды. Наблюдения за атмосферными явлениями, опасными природными явлениями ведутся круглосуточно, с точность до минуты. Работают по Гринвичу – это значит, что параллельно с вязниковской станцией погоду наблюдают метеорологи всего мира.
Сплошная наука
Начальник метеорологической станции города Вязники Оксана Братчикова показывает свое хозяйство, рассказывает о рабочем распорядке дня и назначении тех или иных измерительных приборов. Обычный термометр никто не отменял, но кроме него на метеорологической станции есть барометр, барограф, анеморумбометр… Впрочем, сегодня все эти приборы находятся в резерве.
— Радует, что государство о нас не забывает — продолжает финансировать и обновлять материальную базу, — говорит Оксана Владимировна. – В начале двухтысячных тяжело было. Сегодня на станции ремонт сделали, крышу починили, провели водопровод. В 2010 году здесь был установлен автоматизированный метеорологический комплекс (АМК), а год спустя «на вооружение» поступил комплекс для агронаблюдений.
— Раньше приходилось вручную составлять телеграммы, — добавляет техник-метеоролог Анна Федорова, — теперь их составляет и отправляет АМК.
Когда Оксана Братчикова раскрыла книги для записи наблюдений, разлинованные на строки и таблицы, испещренные схематическими знаками и цифрами, обозначающими облачность, влажность, давление и температуру, на миг показалось, что я очутился в школе на уроке природоведения. Хотя, разумеется, наши ученические дневники наблюдений за погодой велись, мягко говоря, по более упрощенной системе. Здесь же учёт осадков ведется планомерно — дважды в день – в 6 утра и в 6 вечера по московскому времени.
— Сплошная математика, графики, — говорю. – Наверное, нужно специальное образование, чтобы во всем этом разобраться. В России существуют высшие метеорологические учебные заведения?
— Поводкова Надежда Владимировна окончила Одесский гидрометеорологический институт. Раньше метеорологов готовили высшие учебные заведения в Новосибирске и Петербурге, — отвечает Оксана Братчикова. – Современным сотрудникам достаточно знаний, полученных в Московском метеорологическом техникуме. Кстати, есть у нас и своя вязниковская династия метеорологов. Мама нашего техника-метеоролога – Надежды Поводковой – Поводкова Валентина Александровна 45 лет проработала на станции, причем на этой же должности. У самой Надежды в 2016 году будет профессиональный юбилей – 40 лет работы на станции. А теперь и ее дочь пришла к нам работать. Вот и получается: три поколения техников-метеорологов в роду! Надежда Владимировна Поводкова и Ольга Владимировна Варенкова награждены федеральными Почетными грамотами за добросовестный труд и являются ветеранами труда.
Запахло весной
Тем временем к нам подошел местный «сторож» — дворовых кровей пёс Мухтар и внимательно посмотрел умными собачьими глазами. На прогулку вслед за четвероногим любимцем вышел и коллектив станции. Впрочем, скоро пути наши разошлись: пес отправился исследовать окрестности станции, а мы – на метеорологическую площадку.
«Покров метеорологической площадки должен по возможности поддерживаться в естественном состоянии, для чего подход к приборам допускается только по дорожкам. Ограда станции, все подставки для приборов и столбы при нагревании могут внести искажения в температурный режим площадки, поэтому для уменьшения нагревания солнечными лучами они окрашены белой масляной краской» — знания, почерпнутые из прочитанной накануне брошюры о метеорологии, подтверждались на практике. А вот и непременный атрибут любой метеостанции – флюгер Вильда. Здесь их три. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, этот прибор с пластинами разного веса позволяет измерять скорость ветра в разных диапазонах.
— Минус ноль целых, семнадцать сотых градуса, — считывает показания термометра агротехник Екатерина Братчикова.
Весна — не за горами.
Из истории метеорологии в России
Регулярные наблюдения за погодой первым попытался установить царь Алексей Михайлович. По его повелению из Европы привезли астрономические инструменты и метеорологические приборы, в том числе изобретение Эванджелиста Торричелли – ученика Галилея – барометр. Однако назначенный царем вести записи о погоде Афанасий Матюшкин, сын дьяка, инструментами не пользовался и фиксировал в «Дневальных записках» в основном собственные наблюдения – когда начался дождь, когда закончился, когда замерзла Москва-река, когда вскрылся лед.
Комментарии