С 1985 по 1991 годы на нашей малой родине прошло семь таких фестивалей, и каждый имел свои особенности, отличался от предыдущих слётов.
— «Вязниковская весна» не поражала ни огромным количеством участников, ни трассой автопробега, — рассказывает региональный представитель национальной сборной РФ по авторалли, президент федерации автомотоспорта Вязниковского района Андрей Чудаков. — Изначально этот фестиваль-слёт задумывался для общения людей, самостоятельно изготавливающих автомобили. Сюда приезжали конструкторы-любители, творящие не для коммерции, а исключительно для реализации собственных технических идей.
Фестиваль «СамАвто» не случайно пришёл в Вязники. В далёкие шестидесятые годы в городке было, по крайней мере, три официально зарегистрированных «самоделки». В конце семидесятых на базе старого паровозного депо возник автоклуб «Вираж» — вольное братство создателей «багги». А в 1983-м на заводе «ОСВАР» стал действовать автоклуб «С.К.И.Ф.». Именно ему и суждено было стать основным организатором вязниковских фестивалей.
— Идея «Вязниковской весны» была достаточно парадоксальной, — считает бывший «скифовец» Андрей Чудаков. — Посудите сами: завод Министерства автомобильной промышленности официально (!) приглашал к себе «самодельщиков». И это в те времена, когда «СамАвто» и автопром постоянно противопоставлялись друг другу.
Приезд корифеев самодеятельного движения в наш городок казался фантастикой. Тем не менее, в августе 1985 года колонна невероятных по своей откровенности автомобилей прибыла в Вязники. А уже годом позже, в мае 1986-го, этот фестиваль решено было сделать традиционным. Тогда же и родилось название «Вязниковская весна».
На турбазу «Озерки» приезжали асы «СамАвто» со всех концов Советского Союза, начинающие «самодельщики» и те, кто ещё только мечтал изготовить свой первый автомобиль. Здесь делились творческими планами, продумывали маршруты новых автопробегов, показывали фотографии и слайды, любительские фильмы, снятые в путешествиях по стране. Вечерами у костра ветераны вспоминали былые рейды по дорогам страны, зной пустынь, ветер высокогорных трасс, просторы степей…
— Непременным участником всех вязниковских слётов был председатель московской секции любительского автостроения и командор всех всесоюзных автопробегов «СамАвто» Илья Семёнович Туревский, — вспоминает Андрей Чудаков. – В разные годы сюда приезжал поэт и писатель Василий Дмитриевич Захарченко – фронтовой друг Алексея Ивановича Фатьянова, один из организаторов и активный популяризатор движения «СамАвто». Гостил у нас и Михаил Иванович Иванов – генерал и доктор исторических наук, бывший в сороковые годы советским резидентом в Японии, соратник суперразведчика ХХ века Рихарда Зорге. Регулярно наведывались в Вязники представители автошколы «ВДОАМ», института «НАМИ», «ГАЗа». А «ИжМаш» даже откомандировал на слёт экипаж на экспериментальном автомобиле, ставшем впоследствии серийным, «ИЖ-2126».
На турбазе «Озёрки» не было противопоставления профессионального и любительского автостроения. Здесь царил дух полного единства мысли и дела.
Широкий показ автомобилей и общение с вязниковцами проходили в праздничные дни (на 1 Мая или День Победы) на центральной городской площади. Туда «самоделки» прибывали среди колонн демонстрантов. Иногда праздник превращался в фестиваль всех видов народного творчества и продолжался на стадионе «Труд» (ныне стадион «Текстильщик») до позднего вечера. Для Вязников, знаменитых своими поэтами и воинами-героями, это была новая и увлекательная страница истории.
— На следующий день колонна автомобилей отправлялась на экскурсию-парад по историческим местам города, — рассказывает Андрей Чудаков, — надолго задерживалась на венце. А потом машины делились на несколько групп и выезжали в отдалённые уголки Вязниковского района. «Звёздный автопробег» (так назвал эту часть слёта Илья Семёнович Туревский) останавливался и в посёлках, и в маленьких деревнях, и на полевых станах. Навстречу колонне выезжали местные умельцы на автомобилях, тракторах, вездеходах, пневмокатах, мотоциклах собственных конструкций…
Комментарии