16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
11:07, 17.03.2016

Неброская красота Ниловского офорта

/ Культура

В историко-художественном музее продолжает свою работу выставка графических работ Владимира Нилова, на которой представлено 30 офортов мастера.

По первой же репродукции — «Провинция» — в этом собрании мы видим, что художник очень близок нам. Все в этой гравюре узнаваемо: белое двухэтажное каменное здание дореволюционной постройки – копия наших «каморок», огромная лужа посередине дороги, уродливо обкромсанное дерево – все это наше, родное. В названиях многих работ художника присутствуют местные топонимы: «Зима в Юрьевце», «Село Новоселки на Нерли», «Колокша», «Село Костерево», «Вечернее Устье» — ряд можно продолжать. В этом нет ничего удивительного, ведь художник живет и трудится во Владимире.
Но родился он на северо-западе страны, в Псковском селе. И в ранних его работах присутствуют мотивы тех мест: «Северная деревня», «Обетный крест», «Беление холста», а также интерес к деревянному зодчеству — офорт «Кимжа». Но в дальнейшем графика Владимира Нилова отображает жизнь деревни нашей, средней полосы. Порой его офорты населены людьми, в основном деревенскими тружениками: «Пастух», «Косец», «Мальчик с конем», «Пахарь». Но даже и в отсутствии на картине людей мы часто видим результат их каждодневного нелегкого труда: огороженный жердями, только что сметанный стог сена – «Пейзаж со стогом»; сваленный у сарая тес для предстоящего ремонта – «Сараи»; распиленный кругляк – «Осенние заботы».
Тонко передает художник и различные состояния природы чередующихся времен года: «Последний снег сходит», «Повеяло весной», «Середина лета», «Пасмурный денек». При этом не надо забывать, что в распоряжении художника-графика нет палитры ярких цветов, как у живописца. И тем не менее, настоящий мастер может передать ощущение цвета даже черно-белой графикой.
Однако не только круг повседневных забот сельского жителя и окружающая его природа попадают в поле зрения художника. Ему также присущ интерес к архитектуре, прежде всего – храмовой. Порой это деревянная или каменная церковь, гармонично вписанная в сельский пейзаж: «Мосино в январе», «Старица», «Вечернее Устье». А порой храм выходит на передний план и является доминантой картины: «Церковь в Мосино», «Никитская церковь», «Церковь Покрова на Нерли». Особняком стоит офорт «Архитектурная фантазия», на котором два памятника древнерусского белокаменного зодчества: Успенский и Дмитриевский соборы стоят бок обок, хотя в действительности они находятся друг от друга на достаточном расстоянии. Но на то она и фантазия.

"Никитская церковь"
«Никитская церковь»

Есть в работах Владимира Нилова и нотки тревоги за будущее русской деревни. Наиболее отчетливо они звучат в работах «Покинутый дом» и «Набат». В последней гравюре мы видим било из старого вагонного буфера, подвешенное на веревке к ветке разбитого грозой дерева, стоящего на отшибе за деревней. Большую ветку, на которой висит это тяжелое било, поддерживают подпорки. Этой веткой некогда могучий великан как будто указывает на деревню, а другой веткой тянется к небу, как бы вопиет к нему: «Не дай погибнуть деревне, в которой источник нашей нравственной силы!». Такой представляется символика этой картины.
Редко можно найти работу Владимира Нилова, на которой бы не было деревьев. К ним у художника особое отношение, и выражаясь по-научному, они у него антропоморфны, то есть им присущи человеческие черты — гравюры «Мостик», «Зимняя тишина», «Шаманское дерево». На выставке можно видеть картину «Весна». Здесь на переднем плане — две сосны, их эмоциональный диалог. Да что там! Буря, океан страстей бушуют на этой гравюре.

"Зима в Юрьевце"
«Зима в Юрьевце»

Гравюра, офорт, литография – понятия одного ряда. Художник-график, прежде чем получить готовое изображение, наносит специальными инструментами штрихи и линии на металлическую пластину, создавая будущую картину, причем всегда с учетом зеркального ее отображения при печати. Слово «офорт» в буквальном переводе с французского – азотная кислота. Именно ей художник производит многократное травление углублений — нанесенных им на пластине штрихов и линий. Заполненные затем краской, они и дают при печати оттиск – графический лист. Это — вековая традиция, но существуют и современные приемы, скажем, акватина, когда травление производят сквозь напыление на пластине, приближая изображение к тоновому рисунку с передачей полутонов на оттиске.
В совершенстве владея традиционной техникой офорта, Владимир Нилов успешно применяет современные технические приемы, ищет новые. Это помогает ему достичь высочайшего искусства в передаче фактурности изображаемого материального мира. Он мастерски передает легкость пушистого снега — «Зима снежная»; корявую шероховатость древесной коры — «Два дерева»; плотную текучесть талой воды — «Весна». И все это график одухотворяет льющимся с неба, волшебным светом, как в офорте «Лунная ночь».
Все последнее время творческое развитие Владимира Нилова проходило в русле Владимирской школы графики. Он был учеником Бориса Федоровича Французова, выдающегося художника-графика 20 века, уроженца г. Камешково. Мастер с большой буквы, Б.Ф. Французов стоит у истоков создания нового направления в графике — графической картины. От серий офортов старых мастеров, а тем более от беглых зарисовок, графическая картина отличается своей самодостаточностью. Это и всесторонняя разработка темы, ее значительность и глубина, многоплановость и законченность. Именно графическими картинами можно назвать и офорты Владимира Нилова.
В заключение для тех, кто еще не посетил выставку, хочется привести слова художественных критиков В.Е. Калашникова и Н.А. Молодцовой: «Владимир Николаевич Нилов сегодня является одной из наиболее ярких фигур отечественной графики. Блестящая школа и редкий природный дар, следование глубинной традиции и поиск новых острых выразительных средств, придают особую значимость его творчеству».

"Журавль-колодец"
«Журавль-колодец»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:29, 21.11.2024 0 комментариев
От классики до современных композиций / Культура

Многие вязниковцы не зря считают Детскую школу искусств имени Л.И. Ошанина буквально-таки местной филармонией. Здесь постоянно проходят замечательные концерты, мастер-классы от мэтров и творческие встречи. Одним из ярких событий ноября стал очередной приезд в наш город прославленного гитариста, лауреата множества всероссийских и международных конкурсов, обладателя премии Президента России Владислава Домогацкого. С коллективом школы он дружит давно и плодотворно.


09:37, 19.11.2024 0 комментариев
Лирика – от барда и художника / Культура

Творчество талантливых жителей Вязниковского края востребовано далеко за его пределами. Так, в областной научной библиотеке 14 ноября прошел вечер художника, литератора, барда Юрия Лебедева из Мстёры. Встреча получила лиричное название «Струна души свободной». Юрий Анатольевич исполнял романсы, песни на стихи классиков отечественной поэзии, а также современных мастеров слова из Владимирской области. Услышали зрители и авторские произведения.


09:19, 31.10.2024 0 комментариев
МНОГОГРАННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / Культура

В Вязниковском районе 23 октября прошёл нетривиальный семинар в формате экспедиции. Работники культуры отправились в посёлок Мстёра. Главная тема – популяризация всего многообразия народных художественных промыслов, которыми славится наш край.
В этот день коллеги побывали и в Мстёрском художественном музее, и в местном Доме культуры, и в Молодёжном центре. Каждый визит имел свой колорит.


теги:
Архив блога