-Интересное было время, — утверждает Олег Петрович. – Жизнь на Клязьме буквально бурлила. А устроился я работать в вязниковский речной порт сразу после демобилизации. Собственно, портом он тогда и не был, была гавань. А статус порта получили, когда перевезли больше миллиона тонн грузов.
Служил Олег Петрович в должности рулевого моториста, был путейцем. Здесь следует пояснить, кто такой речной путеец. Это тот, кто следит за состоянием путей сообщения, в данном случае – реки. Олег Винокуров углублял русло Клязьмы, делая его судоходным, чистил от мусора. Для этого предназначалась специальная техника – земснаряды, были и водолазы. По всей протяженности реки выставляли буи и бакены — плавучие знаки на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
— На этом месте, — капитан-механик обводит рукой побережье порта, — в шестидесятые годы прошлого века располагалась большая двухэтажная пристань, к которой были приписаны два теплохода – ПТ-71 и ПТ-83. Хорошие были корабли, каждый до 150 человек мог вместить. Когда было много заявок, на воду выходила пассажирская веранд грузоподъемностью 200 тонн. Кстати, мстеряне на ней чуть ли не ежедневно ездили в Гороховец.
Пассажиров возили, в основном, летом. Начинался же навигационный сезон весной. После таяния снега уровень Клязьмы значительно поднимался, что давало возможность перегонять бревенчатые плоты. Осадка у груды сцепленных вместе бревен достигала 3-4 метров, и это время упускать было нельзя. Кряж – короткий обрубок толстого бревна, используемый для изготовления шпона или фанеры – шел во Мстёру и Галицы, на мебельные комбинаты.
Немаловажным источником доходов вязниковского речного порта была добыча песка. Песок здесь добывают и сегодня, но, так как объемы строительства снизились, то и спрос на него невысок.
— «Путейский-30» и «Путейский-43», — перечисляет былой и нынешний состав вязниковского флота Олег Винокуров, — буксиры – БТ-2056 и БТ-118, теплоходы «Владимир» и «Ковров» (кстати, на «Коврове» я проходил 17 лет). Сейчас мы находимся на нашем флагмане — «Вязники», а теплоход «Гороховец» сегодня в Муроме…
«Вязникам», как и «Гороховцу», еще повезло: он на ходу и, как уверяет капитан-механик, скоро вновь выйдет на воду. Хочется верить, что летом этот кораблик вновь засияет и станет радовать своих пассажиров. Найдутся средства заменить проржавевшие тросы и доукомплектовать команду. И «Вязники» никогда не постигнет судьба кораблей, превратившихся в груду металлолома.
Пароход «Успех», переименованный в «МОССОВЕТ»
На старых открытках часто фигурировал именно этот пароход – гордость Московского речного пароходства. «Успех», по словам вязниковских речников, часто останавливался в порту и был своеобразной визитной карточкой нашего города.
Построили его в 1912 году на заводе Яковлева в Молитовском затоне Нижнего Новгорода. Тип судна – товарно-пассажирский пароход со стальным корпусом. Назначение – перевозка пассажиров и грузов по Оке. Пассажировместимость на 1940 год составляла 200 человек, грузоподъемность – 70 тонн. Мощность двигателя – 180 «лошадей».
Комментарии