Не минула сия чаша и Владимирщины. В зоне отчуждения (30 км вокруг АЭС) отработали более 2500 наших земляков. Из них свыше 2200 – это военнослужащие. Около 100 человек были направлены в командировки своими организациями. Из Вязниковского района в Чернобыль прибыло 184 ликвидатора.
В рамках этой даты в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУСО ВО «ВКЦСОН» были проведены телемосты. Первый соединил ликвидаторов аварии из Вязников и Киржача. С вязниковской стороны присутствовали Владимир Скворцов, Николай Васильев, Николай Шарагин, Александр Куделькин, Владимир Лукичёв и Александр Сизов. Чернобыльцы вспомнили, как они шаг за шагом разбирали завалы радиоактивного мусора, отмывали полы и стены от радиоактивной пыли, снимали заражённый грунт, обрабатывали пылеподавляющим составом дороги, а то и просто патрулировали обезлюдевшие, пронизанные радиацией улицы города Припять.
Особая роль в дезактивации была отведена вертолётчикам: они совершили по 22 вылета и перенесли на борту по 30 тонн груза (мешков с бором, доломитом, песком, свинцом, глиной) каждый к месту взрыва над чадящим жерлом реактора.
Подполковник запаса Вооружённых Сил СССР, зам. командира эскадрильи В. А. Скворцов прибыл в Чернобыль 1 декабря 1986 года и уже на следующий день совершил свой первый полёт к ядерному реактору. Всего же на его счету около 250 полётов в зоне отчуждения, почти 100 часов налёта.
За месяц своего пребывания в Чернобыле с 15 мая 1986 года старший командир вертолёта Н. Н. Васильев налетал 180 часов. Выполнял разные задания, в том числе вместе с представителями института им. Курчатова определял 30-километровую зону отчуждения. В его экипаже было два молодых парня. Вместо положенных четырёх часов в сутки они работали по 7-8. Николай Николаевич рассказал, что ребятам для защиты органов малого таза выдали свинцовые пояса. На вертолёт тоже надо было надевать защиту, но она была настолько тяжела, что винтокрылую машину кренило то в одну, то в другую сторону – пришлось защиту снять.
Замкомандира роты по политчасти Н. А. Шарагин участвовал в валке и захоронении «рыжего» леса близ четвёртого энергоблока. Пострадавший от радиации лес сбрасывали в специальные могильники, а сверху бетонировали. Николай Александрович также ремонтировал и заражённую технику – ведь она работала без выходных; участвовал в дезактивации третьего энергоблока, убирал промышленные площадки возле четвёртого. Были наряды и в Припять: всё имущество жителей (холодильники, телевизоры и др.) увозили в могильники на захоронение.
А. П. Куделькин до чернобыльской аварии работал старшим мастером на лесопильно-мебельном комбинате на Урале. В 1987 году в часть Уральского военного округа приехал замполит и сказал: «Ребята, вы не срочники, но долг свой должны выполнить. Нужно минимизировать последствия катастрофы в Чернобыле». Александру Павловичу дали повестку и определили в пятую роту, где он пробыл с мая по октябрь 1987 года – две вахты подряд. Почти сразу у него появился сухой кашель – первый признак воздействия радиации (к очагу ликвидаторов везли сначала на чистом, а потом на «грязном» автобусе).
Саркофаг к тому времени был практически сделан. Припятское монтажное управление заключило договор с воинской частью на проведение работ на третьем энергоблоке для его запуска. Куделькин вместе со всеми занимался ремонтом проводки, заменой маслопровода, сварочными работами, наблюдал за системой охлаждения ядерного реактора. По его словам, срок обслуживания старого саркофага – 25 лет. В нём много трещин, он до сих пор фонит.
А. И. Сизов был водителем «КамАЗа». Он убирал заражённый материал в землю и отвозил всё это в специально отведённые вместилища, где шла дезактивация радиоактивного загрязнения. Накладываемые сверху бетонные плиты должны были помешать выходу радиации наружу.
* * *
На следующий день состоялся ещё один телемост. На этот раз общались граждане пожилого возраста и инвалиды отделений дневного пребывания КЦСОН городов Вязники и Гусь-Хрустальный. Автор этих строк рассказала о событиях, произошедших 26 апреля 1986 года, о вязниковцах-ликвидаторах, о состоявшейся накануне встрече. Были показаны кадры видеосъёмки, сделанной в Чернобыле В. А. Скворцовым.
Был подведён итог: авария на Чернобыльской АЭС стала грозным предупреждением всему человечеству, и эти трагические события ещё долго будут объектом всеобщего пристального внимания.
Комментарии