Николая Борисовича Трунова — заслуженного конструктора, учёного с мировым именем в родной школе чтят и помнят. Каждый год с момента его трагической гибели в учебном заведении проходят памятные мероприятия. Так, в феврале 2012 года была открыта экспозиция «Он посвятил свою жизнь науке». В следующем году на здании школы появилась мемориальная доска, а ещё через год начала работу музейная комната, рассказывающая о жизни и деятельности Николая Борисовича.
СПРАВКА
Николай Борисович ТРУНОВ (1959-2011) – один из главных специалистов страны в области парогенераторов атомных станций. Родился в Нововязниках, окончил железнодорожную среднюю школу №8 ст. Вязники. По окончании Московского энергетического института работал в опытном конструкторском бюро «Гидропресс», прошёл путь от рядового инженера до главного конструктора. Под его руководством был выполнен большой комплекс работ по повышению эксплуатационной надёжности и безопасности парогенераторов АЭС в ВВЭР. С его участием разработаны технические проекты для АЭС нового поколения, применение его методик позволило увеличить срок службы атомных станций с 30 до 50 лет. В 2005 году Н. Трунову присвоено звание «Заслуженный конструктор РФ». Николай Борисович возглавлял международный семинар ученых-атомщиков, представлял Россию на симпозиумах в Австрии, Китае, Болгарии, Финляндии, Хорватии, Чехии, Украине, Франции, был экспертом МАГАТЭ. Погиб в авиакатастрофе в 2011 году.
По материалам энциклопедии «Кто есть кто в истории земли Вязниковской с XII века до наших дней».
В апреле этого года заложена новая традиция – проведение конкурса исследовательских работ «Труновские чтения», в которых приняли участие представители МБОУ «Нововязниковская СОШ» (21 человек), МБОУ «СОШ №4» (4), МБОУ «Никологорская средняя школа (1) и МБОУ «Мстёрская СОШ им. И.И.Голубева»(1). Ещё по одному участнику прибыли из Москвы и Кронштадта. Главными организаторами и спонсорами конкурса выступили учредитель благотворительного фонда «РодНик» Галина Степанова и президент фонда Сергей Кокошников. Цель «Труновских чтений» – выявить среди вязниковских школьников талантливых, целеустремлённых и творческих ребят.
На заочный тур конкурса было представлено более тридцати исследовательских работ, 26 из которых были рецензированы экспертами и допущены к очному туру. В роли экспертов выступили работники научно-исследовательских институтов Москвы, Санкт-Петербурга и даже специалист из Швейцарии. Участники представили работы в четырёх секциях: «естественные науки и современный мир», «гуманитарные науки», «физика и познание мира», «математика». Самыми представительными по количеству участников оказались категории естественных и гуманитарных наук.
Темы были самые разные. Например, учащийся первого класса Андрей Гуреев задался вопросом о происхождении образа Змея Горыныча в русской литературе. Андрей привёл несколько версий: прообразом персонажа могли стать реальные существа, явления природы или образы врага. Андрей настолько проникся темой, что даже сочинил собственную сказку о Змее Горыныче. Жюри по достоинству оценило старания мальчика, присудив ему первое место.
Сладкую тему «Шоколад: вред или польза» для совместного доклада выбрали первоклассницы Анастасия Коптенко и Ксения Маркитанова.
— История шоколада началась более трёх тысяч лет назад, — поведали слушателям девочки. — Первыми вкус шоколада узнали индейские племена. Слово «шоколад» происходит из языка ацтеков и в переводе обозначает «горькая вода». А вот в переводе с латинского шоколад – это «пища богов».
Так можно ли вкушать эту «пищу богов»? Школьницы уверяют, что можно, но в разумных количествах и с оглядкой на качество продукта. В ходе практической части девочки исследовали некоторые виды шоколада и разработали критерии, по которым можно оценить качество продукта.
К «шоколадному» докладу весьма удачно подходила исследовательская работа пятиклассницы Валерии Андрияновой «Загадки чая. Известное об известном».
— Человечество знакомо с чаем уже многие тысячелетия, — подчеркнула докладчица. — За это время чай стал не просто напитком, а традицией, частью культуры. Сегодня в мире каждый день люди выпивают от 18 до 20 миллионов чашек чая.
Предметом исследования школьницы стали три вида чая: чёрный, зелёный и каркаде. Валерия проследила историю развития чайной культуры, определила свойства чая, его пользу и влияние на организм человека.
Анастасия Ардарова из шестого класса показала, как нужно работать головой, на конкретных примерах продемонстрировав некоторые методы и приёмы быстрого счёта.
Внучка Н.Б.Трунова семиклассница московской школы №1466 София Степанова за доклад «Как доказать, что бог существует?» удостоена диплома первой степени. Также члены жюри выделили Сергея Бортулева и его «Роль православных священников в становлении российского военно-морского флота и укреплении его боевых традиций».
Особо отмечены докладчики, изучавшие творческий путь Николая Трунова, — Артём Гондилов и Анна Киреева. Хорошее впечатление на слушателей и членов жюри произвела работа учащегося 9 класса Михаила Курникова «Свойства воды или удивительное рядом». Молодому человеку даже предрекли будущее учёного.
Гран-при конкурса получил неоднократный призёр, победитель Всероссийского молодёжного чемпионата по биологии, географии и конкурса исследовательских работ «Юность будущему» Ярослав Варакин. На чтениях он выступил с докладом «Исследование поверхности Луны с помощью телескопа».
Администрация МБОУ «Нововязниковская СОШ» выражает благодарность экспертам, членам жюри, учредителю и президенту благотворительного фона «РодНик», а также педагогам, подготовившим участников конкурса «Труновские чтения».
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ТРУНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
«Естественные науки и современный мир»
Кирилл Рундаков (СОШ №4) — «Макулатура, как возрождение бумаги».
Анастасия Коптенко, Ксения Маркитанова – «Шоколад: вред или польза?».
Елена Дудова – «Солнце и его причуды».
Валерия Андриянова – «Загадки чая. Неизвестное об известном».
Алексей Куверзанов (Мстёрская СОШ) – «Правда и домыслы о создании ядерного оружия в Советском Союзе».
«Математика»
Анастасия Ардарова – «В мире чисел».
Анна Архипова – «Система координат. Моделирование функций в полярной системе координат и их связь с природой».
«Физика и познание мира»
Алина Протопопова – «Ужасно интересно всё то, что неизвестно. Ужасно неизвестно всё то, что интересно».
Михаил Курников (СОШ №4) – «Свойства воды или удивительное рядом».
«Гуманитарные науки»
Андрей Гуреев – «Одна голова хорошо, а три лучше».
Артём Гондилов – «Жизнь во имя науки».
Екатерина Варнакова (СОШ №4) – «Отражение воинской истории России в поэзии К.М. Симонова».
Комментарии