Действительно прояснилось. Жаркое июньское солнце, пробившееся сквозь тучи, в одночасье высушило землю, и когда мы, наконец, добрались до Великого, – от ненастья не осталось и следа. Спустить лодку в заболоченный канал, впадающий в озеро, и пристроить на нее мотор – дело пары минут. Отчалила первая команда, мы же пошли берегом, по шатающимся ветхим мосткам.
Вообще ловля рыбы на территории заказника в период нереста запрещенными снастями – уголовное преступление. Если поймают за руку, то штрафом вряд ли отделаешься, здесь впору говорить о судимости. Однако жажда поживиться нередко перебарывает здравый смысл, и из года в год браконьеры ставят сети на озере Великое. Собственно, за ними то – сетями и браконьерами – и приехали эксперт отдела охраны окружающей среды государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Единая дирекция особо-охраняемых природных территорий Владимирской области» Василий Никитин и государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных и биологических ресурсов по Владимирской области Александр Митенин.
— Великое – самый большой водоем в округе, — говорит Василий Александрович. – Это пойменное озеро, и в отличие от карстовой Кщары оно неглубокое – до дна метра два-три всего. Посмотри, прямо из воды торчат островки камышей и осоки – заросло озеро, что и говорить. Несколько лет назад сюда специально завезли белого карася. Тогда пару тонн этих рыбин выпустили в Великое, чтобы они всю траву сьели. Карась — он ведь как свинья в воде — ест все, до чего дотянется. Рыба эта прижилась — в том числе и на нее ставят здесь сети браконьеры.
Вынужденное отступление
Хорошая оптика фотоаппарата позволяла рассмотреть, как на дальней стороне Великого, на границе камышей, Александр Митенин со товарищи выуживают из воды сети. Надолго останавливаясь на одном месте, группа неторопливо исследовала акваторию озера. Спешить было некуда, до сумерек оставалось еще несколько часов. Мы же с Василием Никитиным остались наедине с природой и собственными мыслями.
— Места здесь хорошие, — рассказывает эксперт, — живности водится много, причем уникальной. Видел когда-нибудь белохвостого орлана? А я однажды повстречался с ним на лесной тропе – птица пикировала на тушу убитого кабана. Размах крыльев — метра два! А вот здесь лось прошел — копыта отпечатались в рыхлом торфе. Постоим немного спокойно – уток увидим, а может и еще кого. Кстати, теперь в наших лесах небезопасно. В стороне Санхара появилась медведица с медвежонком. Если она увидит людей, например, грибников, то может почуять угрозу для своего детеныша и напасть на человека.
Василий Александрович стоял на мостках и бдительно вглядывался в просторы Великого, временами что-то замечал и просил меня проверить в оптику – не лодка ли там за мысом, не машина ли едет по берегу. Почти всегда тревога оказывалась ложной, а солнце планомерно клонилось к закату.
Утки-таки прилетели – я заприметил коричневатые тушки, выплывающие из-за кустов – а вместе с ними прибыли и комары. В жару маленькие кровососы, конечно, тоже донимали, но не сильно. Вечером же нас атаковали комариные полчища. Пришлось отступить к машине.
Разные мелочи
Уютно устроившись в кабине «Нивы», включив печку и потягивая горячий чай с бутербродами, мы едва не пропустили момент возвращения группы. От воды бежал Александр Митенин, над которым зудел черный комариный рой. Противомоскитный спрей, щедро распыляемый на голову, помог мало. Комары отшатнулись только на миг.
Улов оказался велик. За несколько часов группа Александра Митенина достала из воды несколько десятков сетей – неподъемный мешок с «китайками» мы тащили вместе с Василием Никитиным, и я основательно притомился.
Впритык к нашей «резинке» стоял еще один трофей – деревянная обшарпанная лодка, на дне которой лежало несколько рыбешек – тех самых белых карасей. Рядом находился и нарушитель. Пока инспектор составлял протокол, а эксперт проводил с браконьером воспитательную работу, я смотрел на снулых карасиков, с ладошку размером, и прикидывал, как же обидно из-за такой мелочи получить судимость.
ЗАКАЗНИК «КЛЯЗЬМИНСКО-ЛУХСКИЙ»
Согласно положению, территория заказника разделяется на четыре функциональные зоны. Это зона лесных и водно-болотных экосистем, зона карстовых озер, зона регулируемого природопользования и зона пойменных экосистем.
На территории заказника запрещается сплошная рубка леса, заготовка живицы, загрязнение территории и акватории любыми отходами, промышленная заготовка грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, проезд и стоянка автомототранспорта без согласования с дирекцией ООПТ, мойка автотранспорта, использование моторных плавсредств, разведение костров, массовое нахождение людей, разбивка бивуаков, привалов, палаточных городков.
Нарушение режима заказника является правонарушением, предусмотренным статьей 8.39 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.
Комментарии