Историческая тема была главной в творчестве художника. Прошлое и настоящее русского народа, история, былинный эпос, народные сказания и предания составляли для него единое целое. В его миниатюрах идёт многоплановый повествовательный рассказ о днях минувших: «Утро на поле Куликовом» (1980), «Град непокорённый» (1982), «Иди, государь, против нечестивых…» (1995).
В своих творческих поисках Валентин Фокеев обращался к иконописным традициям Мстёры. Памятники древнерусской живописи становились для него источником интересных художественных решений. Примером этого может служить шкатулка «Собирались города русские под знамёна Москвы» (1980). Это эпическая повесть о создании централизованного государства. Тема объединения сил находит здесь интересное образное решение. Богатство и тонкость колорита передают состояние духовного обновления и внутреннего подъёма.
Во многих произведениях художника основные действия происходят в центре композиций. В миниатюре «Декабристы» (1990) поражает каллиграфическая точность линий в изображении архитектуры Петербурга. Архитектура величественна и монументальна, но от неё не веет официальной холодностью, она живёт гармонично и слаженно. Государь даёт указания своим подданным, войска устремлены на подавление бунта. Разрозненная группа декабристов изображена в центре и сразу приковывает внимание зрителя. Они окружены войсками, народом и духовенством. Конная статуя Петра в лавровом венке в верхней части композиции олицетворяет незыблемость царской власти. По колориту работа сложная, сочетание различных оттенков киновари передаёт трагедию происходящей ситуации.
В 1990-е годы колористическое решение в работах художника меняется. Он использует светлые тона, благодаря чему живопись становится светоносной, мягкой. Даже когда он обращается к теме битвы, она звучит как лирическое, спокойное воспоминание о днях минувших.
В 2000-е годы в творчестве художника появляется тематика, связанная с евангелистами Лукой, Марком, Иоанном, Матфеем. Автором были написаны записная книжка «Святой евангелист Лука» (2008), маленькая иконка «Святой Лука» (2005), ларец «Благая весть» (2010).
Особое место в творчестве В.П.Фокеева занимает написание икон. В работах «Благословенна Земля Русская» выявились характерные особенности письма художника. Во-первых, фон в иконах словно дышит — в нём нет плотной тушёвки. Во-вторых, нимбы святых на иконах написаны с высветлением к абрису головы. Нимбы оттушёваны творёным сусальным золотом или раскрыты охрой, по которой идёт растушёвка. Благодаря высветлению нимбов и притенению ликов достигается особый эффект объёма головы святого. Большое внимание художник уделяет написанию рук и ног святых. Они отличаются грамотным и правильным построением. Художник использует в написании икон исключительно минеральные темперные краски, возрождая тем самым технологию письма древнерусских иконописцев.
Для создания художественных образов В.П.Фокеев использует древнерусскую символику. Например, в иконе «Явление Святой Троицы Александру Свирскому» художник использует символическое изображение божественного сияния вокруг ангелов в виде круга, который называется кругом славы. За всю историю христианства лишь один человек был удостоен явления святой Троицы. В 1507 году в глухих карельских лесах инок Александр узрел Бога в трёх лицах. «Воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему трёх Мужей в белых одеждах, каждый из них имел в руке свой посох…». Бог повелел создать здесь церковь в честь Живоначальной Троицы и устроить обитель. Обычно в иконографии показывают момент, когда Александр стоит перед ангелами на коленях. Художник в верхней части композиции изобразил Троицу, а ниже Иисуса Христа, показывающего на обитель, которую предстоит создать Александру.
Необходимо отметить, что В.П.Фокеев многие годы работал в области книжной иллюстрации. В 1981 году вышел комплект открыток по былине «Садко». В 1982-1986 годах он создал цикл «Русские крепости», изображая древнерусские храмы и крепостные сооружения. Каждая крепость – это сложный архитектурный комплекс, представленный художником в своём былом обличии. Поражает мелочность письма, детальные проработки вплоть до оконцев.
Самой трудоёмкой и значительной работой художника является цикл графических листов «История Отечества», над которым он работал в течение десяти лет. На 15-ти больших развернутых листах, разбитых на миниатюрные клейма, по принципу житийных икон идёт повествовательный рассказ о создании Русского государства от Рюриковичей до наших дней. Так В.П.Фокеев продолжает традиции древнерусских лицевых летописей.
Произведения Валентина Павловича постоянно экспонируются на зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставках. Они обладают своей неповторимой индивидуальностью, поэтому закономерно и появление в мстёрской лаковой миниатюре «фокеевской» художественной манеры исполнения. Сам художник при жизни отмечал, что сохранение традиций – это прогресс искусства, это процесс не этапный, а каждодневный, порой даже незаметный. Это метод познания народа, жизни, самого себя. С его словами трудно не согласиться. И ведь действительно, благословенна земля Русская в работах, созданных Заслуженным художником России Валентином Павловичем Фокеевым.
СТРОКИ БИОГРАФИИ
Валентин Павлович Фокеев родился 28 июня 1940 года в д. Симонцево. В 1955 году поступил в Мстёрскую художественную профшколу. Миниатюрной живописи обучался у А.М.Овчинниковой. После окончания МХПТШ В.П.Фокеев пришёл работать в артель «Пролетарское искусство». В 1962-м году окончил вечернюю школу с серебряной медалью и поступил в Московский технологический институт на художественное отделение.
С 1968 по 1972 годы Валентин Павлович работал в Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности, что дало ему возможность познакомиться с художественными промыслами Прибалтики, Украины, Кавказа и Сибири.
В 1972 году художник возвращается на фабрику «Пролетарское искусство». В 1975-м он становится членом Союза художников СССР. В 1980-е годы Валентин Павлович работает в области иллюстрации: им созданы серии открыток «Русские крепости», а также серии по былине «Садко» и сказаниям об Илье Муромце.
В 1999 году В.П.Фокееву присуждено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 2010-м «Союз художников России» наградил его золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство». Спустя два года к числу наград добавилась медаль «Достойному», а ещё через год художник отмечен Почётной грамотой администрации Владимирской области за большой вклад в развитие искусства Мстёры. За вклад в православное искусство от Патриархии и администрации Президента РФ В.П.Фокеев награждён Почётными грамотами и дипломами за подписью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископа Марка и митрополита Климента.
Комментарии