Всё началось с телефонного звонка из Владимира. Звонил Валерий Кисляков, сообщал, что по каналу «Культура» будут показывать его маму, Зою Васильевну. Кисляковых я знаю по детству: с Валерием, хоть он и на несколько лет старше меня, мы занимались гимнастикой у одних и тех же тренеров в детской спортивной школе, а его и моя мама работали вместе в санэпидстанции, дружили. Потом они уехали во Владимир, но связь друг с другом мы не теряли. Ту передачу из цикла «Будущее не умрет никогда», посвящённую долгожителям, я посмотрел. А некоторое время спустя Валерий позвонил ещё раз и сказал, что Зоя Васильевна живет у него на даче под Владимиром, приглашал приехать.
Наша встреча состоялась в конце августа. Мы сидели в большом яблоневом саду, в тени деревьев, и вспоминали прошлое. Зоя Васильевна рассказывала о себе, пела под гитару песни и романсы, которых знает множество, и даже арию Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга» исполнила на бис. Играет и поёт она просто замечательно. А сейчас хочется рассказать о ней самой — человеке-легенде, в лице которой отразились лучшие черты девушек её поколения, фронтовых медсестёр.
ИСТОКИ
Зоя Васильевна Кислякова родилась в Вязниках, 27 декабря 1923 года. Отец её — из деревни Налескино, учился художественному мастерству во Мстёре, был директором совхоза. Мама, из рода Цветаевых, дочь дьякона, погибшего в загоревшейся от молнии деревенской церкви, учительствовала в Налескинской школе.
В Вязниках Кисляковы жили на ул. Советской, в двухэтажном, на несколько семей доме. Семья была музыкальной, родители пели и играли — отец на баяне, мать на гитаре, в хорошую минуту заводили граммофон. Маленькая Зоя уже тогда брала в руки гитару, подбирала на слух мелодии и порой получала лёгкий подзатыльник от матери, если брала «не ту струну». Специально музыке и пению нигде не училась, всё воспринимала на слух. Песни можно было услышать во дворе, от дедушек и бабушек, а еще девочка ходила вместе с подругами во Введенский храм — послушать пение церковного хора.
Четыре класса Зоя окончила в школе им. 1905 года. Семилетку заканчивала в школе № 2, после чего поступила учиться на двухгодичные курсы медсестёр детских дошкольных учреждений и стала «ясельной медсестрой», как сама она называла первую свою профессию. Ещё в школьные годы Зоя нянчила соседских детей и приносила в семью свой честно заработанный кусок хлеба.
ВОЙНА
В январе 1941 года, окончив курсы, девушка приехала по путёвке комсомола в Краснодарский край и стала работать по профессии в станице Крымской. А 22 июня началась война. «Никаких повесток не было, — вспоминает Зоя Васильевна, — никаких призывов. Волной понесло в военкомат. Все хотели на фронт; обижались, если не брали в армию». Ей самой не исполнилось тогда ещё 18 лет, поэтому получила отказ. Но проявила настойчивость, и её призвали по линии НКВД.
Чем только ни приходилось заниматься бойцам истребительного батальона НКВД, в который она была зачислена! Например, был приказ демонтировать и вывезти оборудование консервного комбината им. Микояна. Также, согласно приказу, уже готовую продукцию — банки с консервами — намазывали чёрной мазью, укладывали в ящики, вывозили в горы и там прятали в огромных ямах: немцам ничего не должно было достаться.
Дальнейшая фронтовая судьба Зои Васильевны была связана с партизанским отрядом «За Родину», сформированным на базе истребительного батальона. В сентябре 1942 года отряд вёл ожесточённые бои с врагом. Медсестру Зою Кислякову вызвал командир: «На Лысой горе много раненых. Там три дня идут бои. Нужна помощь!». Ей дали проводника через горы, и она пошла. «Бомбардировщики гудят над головой, снаряды летят, немецкая «рама» висит, — передаёт она впечатления того дня. – Добрались до наших позиций. Вокруг зелёная трава, благодать, и вдруг — взрыв мины и красная кровь раненых бойцов на этой траве. Бились мужественно. Одного бойца ранило в руку, так он винтовку привязал к руке и продолжал сражаться. Раненых было много, из воронок на волокушах пришлось вытаскивать».
В течение трёх дней девушка лично вынесла и оказала первую медицинскую помощь 32 раненым бойцам. Её за это наградили орденом Красной Звезды, но вручили его гораздо позже, в апреле 1977 года. А тогда важнее было другое. Когда начальник медслужбы отряда осмотрел раненых, он поинтересовался, кто их перевязывал: настолько умело и грамотно это было сделано. Вызвал Зою Кислякову к себе, спросил, где училась. После этого разговора она была зачислена в медико-санитарную роту 81-й Краснознамённой бригады.
В июне 1943 года бригаду ввели в состав 318-й Новороссийской дивизии, где Зоя Кислякова продолжила службу в военном госпитале. В начале сентября начались бои за Новороссийск, длившиеся 10 дней. 16 сентября город был освобождён. Персонал госпиталя не смыкал глаз, военные хирурги не отходили от операционного стола, спасая раненых. Медсестра, «сестричка» Зоя, не только хорошо умела перевязать рану — она замечательно играла на гитаре и пела. Бывало, сутки у операционного стола простоит, ассистируя хирургу: тут бы отдохнуть впору, а за ней раненые идут, просят спеть…
ПЕСНЯ НА ВОЙНЕ
Много лет спустя Зоя Васильевна встретилась с бывшим заведующим хирургическим отделением их госпиталя Василием Вячеславовичем Веселовским в Москве, в приёмных покоях клиники им. Бурденко. «Мы шли друг другу навстречу, с улыбкой и внезапной слезой, — вспоминает З.В. Кислякова. — Широко раскинув руки, как два крыла, он неожиданно во весь голос запел: «Белая роза – знакомство, красная роза – любовь» — и объяснил сидящим в приёмном покое удивлённым людям: «Это наша Зоя пела и играла на гитаре раненым в госпитале».
Песня для бойца на войне много значила. Зоя Васильевна вспоминает, как к ним на фронт приезжали армейские ансамбли. Прямо в поле с двух машин снимали борта, делали площадку. Также и перед десантом на Керчь приезжал ансамбль, пел песню «Прощай, родимый город». И когда шли на бой, шли на смерть, поднимаясь по трапам на суда 1 ноября 1943 года, пели эту полюбившуюся всем песню как что-то священное, сакральное, согревающее в тяжёлую минуту сердце.
Керченско-Эльтигенская десантная операция – героическая страница в летописи Великой Отечественной войны, а в биографии З.В. Кисляковой она чуть не стала роковой. Ей запомнились двухчасовая артподготовка, десант морских пехотинцев; наши корабли, подрывающиеся на вражеских минах; начавшийся 9-балльный шторм, прямое попадание снаряда в их катер. «Слева упал один снаряд, — вспоминает она те драматические мгновенья, — нас вверх бросило. Левой рукой зацепилась за что-то и слышу: «Держись, держись!» Корабль носом кверху встал… Моряки падают в море… Больше ничего не помню…». Её спасли, у неё была общая контузия. Очнулась уже в госпитале. Пролежала в нём до 27 декабря – в этот день ей исполнилось 20 лет.
А 29 декабря начальник медслужбы 18-й армии Костов уже вез её в расположенный под Киевом госпиталь первой линии – ХППГ 4321. Там он привел её к другим медсестрам, находившимся на отдыхе в утеплённой палатке (зимой в таких палатках располагался и весь госпиталь: смотровые, операционные, перевязочные). Отдохнув с дороги, Зоя Кислякова вышла на ночное дежурство. Задачей госпиталя было заходить в освобождённые города сразу после боя, чтобы оказывать первую медицинскую помощь раненым бойцам. Здесь Зоя Васильевна прослужила до конца войны, с ним дошла до Германии. Победу встретила в немецком городе Цвиккау.
ПОД МИРНЫМ НЕБОМ
После войны вернулась в свой родной зелёный городок Вязники. Вчерашняя фронтовичка стала работать в поликлинике медсестрой, и за эти почти 10 лет ей довелось поработать, наверное, во всех кабинетах поликлиники, рядом с такими врачами, как Саксаганский, Смирнов, Калачёва, Альбицкий, Рыбников, Пестриков, Астафьев, Тихомиров и другими, составившими гордость вязниковской медицины. С лёгкой руки Зои Васильевны в поликлинике был создан струнный оркестр, успешно выступавший затем на городской, районной и даже на областной сцене.
И всё-таки ей хотелось учиться дальше. Для начала завершила своё школьное образование, окончив 9 и 10 классы школы рабочей молодежи, а в 1954 году поступила в Ленинградский медицинский институт, с начислением стипендии и предоставлением общежития. Выполняя совет-наказ вязниковского коллеги, с началом учёбы в вузе устроилась работать участковой медсестрой в поликлинику. С утра — учёба в институте, во второй половине дня — выход с врачом на участок в районе Пискарёвки. В институте неуёмная, музыкально одарённая наша землячка организовала струнный оркестр, который даже по телевидению показывали.
Когда З.В. Кислякова оканчивала институт, у неё было уже 20 лет медицинского стажа. Город на Неве хорошо её встретил и хорошо проводил, до сих пор она переписывается в ленинградскими друзьями. Наверное, могла бы остаться жить и работать в этом замечательном городе, но приехала назад в Вязники. Устроилась на работу в санэпидстанцию врачом промышленной санитарии. В отделе сумела проявить себя грамотным специалистом и настоящим бойцом за здоровье рабочих. Ведь чего греха таить — в то время ради выполнения плана дирекция шла на грубейшие нарушения санитарных норм: в сильно запылённом цеху могла просто не работать вентиляция, и врачам приходилось воевать с фабричным начальством – составлять акты, грозить штрафами.
Как-то на заседании партийно-хозяйственного актива присутствовали представители из области и попросили вскрыть имеющиеся недостатки относительно промышленной санитарии. Молодой специалист Зоя Кислякова не побоялась и открыто высказала свои замечания и предложения. После бурных прений к ней подошла Лидия Балуева, доверенный врач из Облсовпрофа, и пригласила на работу во Владимир: «Вы тот человек, который нам нужен», — сказала она. — Если надумаете, позвоните». Два дня Кислякова была в раздумье, и тут в её жизнь вмешался некий мистический элемент: ей приснился сон, что она находится у подножья крутой лестницы с каменными ступенями, а наверху стоит Сталин и приглашает её подняться по этой лестнице…
Мать с сыном погрузили нехитрый свой скарб в кузов машины, не забыв и фикус, и переехали во Владимир. Кисляковым сразу дали 2-комнатную квартиру, Зое Васильевне предложили должность доверенного врача в Облсовпрофе. Там она проработала около десяти лет, а потом долгое время трудилась ещё и в областном отделе здравоохранения инспектором по кадрам. На заслуженный отдых ушла в 1989 году. Пока работала, Зоя Васильевна помогала сыну, затем участвовала в воспитании трёх внуков и двух правнучек. Рассказывала о себе, показывала им боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». Наконец, устроила свою личную жизнь: вышла замуж за морского офицера в отставке — и уехала с ним в Москву.
От «КАБАЧКА 3 СТУЛА» ДО АНСАМБЛЯ «МЕЛОДИЯ»
Вся дальнейшая судьба З.В. Кисляковой связана с Московским геронтологическим центром «Переделкино». Геронтология – наука о продлении жизни, а полное название центра — Всероссийский научно-методологический. В Центре под наблюдением опытных специалистов проживают, проходят обследование и лечение ветераны войны и труда, заслуженные люди нашей страны. В их числе и З.В.Кислякова. И вот именно здесь 12 января 2000 года она с двумя своими единомышленниками, также хорошо владеющими гитарой, организовала трио «Кабачок 3 стула». Самодеятельные музыканты совершенствовались в игре на любимом инструменте, упорно репетировали. К этому трио присоединились и другие музыканты-любители. Образовалась группа «Весёлые ребята», которая в ноябре 2002 года дала свой первый концерт в одном из корпусов Центра.
Успех был исключительный. Решено было продолжать и репетиционную, и концертную деятельность, а группу переименовать в ансамбль «Мелодия». Популярность «Мелодии» вышла далеко за пределы Центра. Островком национальной культуры назвала И.Ф. Петрова — кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России — звучание ансамбля «Мелодия», поскольку «он создаёт тот час радостного отдыха, который так давно заслужили люди, находящиеся здесь». Музыканты ансамбля могут прийти в палату к лежачим больным и подарить им минуты радости, спев под гитару задушевные песни.
Из того телевизионного сюжета мне запомнился эпизод, когда Зоя Васильевна везёт по коридору Центра каталку со своей гитарой, словно с каким-то лекарственным препаратом, направляясь быстрым шагом на одно из своих сольных выступлений перед лежачими больными, готовая оказать им скорую музыкальную помощь. Она как будто всё та же фронтовая медсестра, которой раненый капитан подарил свою фотографию с памятной надписью: «С удовольствием дарю фотокарточку, ибо знаю, простая мужественная Зоя много сделала для Родины, поднимала дух тяжелораненых своими песнями». Капитан Лиров. 1944 г.». Вот о каких людях надо слагать стихи, снимать фильмы, писать книги. Вот какими нашими земляками можно гордиться.
Комментарии