Чудо механики
Часовым мастером Вячеслав Бачинский стал, можно сказать, случайно. 24-летним парнем он приехал в Вязники после окончания Ставропольского технологического техникума. По распределению попал в местное КБО – так сокращённо называли комбинат бытового обслуживания.
— Я технику с детства любил, — вспоминает Вячеслав Дмитриевич, — мотоцикл собрать и разобрать мог с закрытыми глазами, с 16 лет за рулем. Старинный друг отца – часовой мастер – как-то сказал мне, что наступает время бытовой техники и профессия механика будет очень востребованной. Так и вышло.
В Вязниковское КБО его взяли инженером-технологом на ремонт сложной бытовой техники. Всё складывалось у парня хорошо, и дело спорилось. Да только всё чаще засматривался он, как в соседнем помещении колдуют над лупами часовые мастера. Любил наблюдать, как они с ювелирной тонкостью и необычайной сноровкой оживляют сломанные механизмы. Видя неподдельный интерес молодого специалиста к часовому делу, мастера предложили ему взяться за повторный ремонт часов. Вячеслав раз попробовал, два — и понял: его это дело. По-настоящему его.
Тут как раз большие часы, что на ГУМе установлены, неожиданно остановились. И городская администрация попросила руководителя КБО их отремонтировать. Опытные мастера отказались. А вчерашний студент согласился — интересно было. (Напомню, что речь идёт о старинных башенных часах, снятых с Казанского Собора, разрушенного в 1929 году, которые и ныне украшают фасад городского универмага. См.«Маяк» №80 за 1.11.2016 года. — Прим.авт.).
— Это было настоящее чудо механики: шесть рядов шестерёнок, высокая колонна, по которой «ходит» гиря. У часов был четвертной, получасовой и часовой бой, но следил за ними не специалист, и за годы работы механизм сильно износился, на некоторых деталях износ составлял до 5 миллиметров, — рассказывает В. Бачинский. – Мы с ребятами часы разобрали, привезли в КБО. Смотрю я на эту кучу железок и вдруг понимаю, как всё в итоге должно быть. Выбираю лучшие шестерни и собираю из них ход. Когда получилось – радости моей не было предела.
После этого случая желание переквалифицироваться в часового мастера стало только сильнее. «Оно было огромным», — вспоминает Вячеслав. И как это ни странно может показаться на первый взгляд, молодой, подающий надежды инженер пишет заявление о переводе его в ученики часового мастера. Предварительно не забыв посоветоваться с отцом и его старым другом. Те дали «добро».
Вячеслава Бачинского прикрепили к самому опытному часовому мастеру КБО — Михаилу Фёдоровичу Маштакову. Работы было много. В те годы часы были только механическими – наручные, настенные, напольные. И все они ломались. Вязниковцы ехали в мастерскую со всего города, да что там – со всего района!
Поддержка и опора
Дела шли в гору. Жизнь у молодого человека тоже налаживалась. Однажды в марте 1974-го, на танцах в городском ДК, Вячеслав встретил девушку с волнистыми волосами.
— Видимо, ей понравилось, как я прыгал, — улыбается Вячеслав. — Звали её Людмила, родом она была из Кировской области. Работала бухгалтером в аптеке, жила в шестом общежитии.
От нахлынувших воспоминаний и эмоций на глазах мужчины появляются слёзы. Несколько секунд он молчит…
— Через два месяца мы поженились. Мне тогда было 26 лет. Чего ждать?
Одно не устраивало молодых – ни у него, ни у неё не было собственного жилья. Поэтому Вячеслав и Людмила решили уехать жить на родину мужа. В Ставропольском крае они прожили год, супруге там оказалось не по климату. И тогда отец Вячеслава вновь дал сыну мудрый совет: «Вы в Вязниках познакомились, у вас там друзья остались. Если вам там хорошо было, то возвращайтесь». Они так и сделали.
— Этот год в крупном городе стал для меня высшей школой в плане мастерства, — рассказывает Вячеслав Дмитриевич. – У меня были очень опытные коллеги, благодаря которым я смог изучить все приёмы и особенности работы. Вот представьте, что нужно отремонтировать женские наручные часы «Волга» диаметром в 12 миллиметров. Это же ювелирная работа! У меня был третий разряд, когда я эти часы сделал. Бригадир сказал, что такая работа достойна более высокого разряда.
В Вязниках Вячеслав Бачинский сначала вернулся на прежнее место работы, но вскоре решил стать самостоятельным часовщиком, сам отвечать за качество. Открыл своё небольшое дело. И посвятил ему ещё 19 лет.
Вячеслав Дмитриевич рассказывает, что семья всегда и во всём была для него опорой. Людмила поддерживала мужа во всех начинаниях. К часовому делу мастер старался приобщить и двух своих мальчишек. Говорит, что когда приносил сломанные часы домой, то показывал детям детали, разрешал их потрогать, объяснял, что к чему. Став постарше, Руслан и Дмитрий стали сами ремонтировать будильники. Отец качество работы проверял и сыновьям из своей зарплаты заработанное выплачивал.
Не бросил на произвол судьбы мастер и старые городские часы. Вернувшись в Вязники, Вячеслав обратился в местную администрацию с предложением помощи в ремонте и содержании часов. Они, кстати, в тот момент снова не ходили. И за символическую плату ещё много лет заводил, ремонтировал и обслуживал главные городские часы. Потом «эстафету» отца принял старший сын Руслан.
«К часам с душой относиться надо»
В 1984 году Вячеславу Бачинскому было присвоено звание «Мастер первого класса», в 1986-м – «Мастер высшего класса».
Он оставался предан любимому делу до заката эры механических часов. На смену механике пришли часы электронные, часто одноразовые. Всё, что зачастую требовалось от мастера, – просто поменять батарейку.
— К часам с душой относиться надо, — говорит мастер. — Вот на юге в нашей часовой мастерской ввели бригадный метод — каждый мастер выполнял одну операцию. Так выработка сразу упала. С часами так нельзя, их чувствовать надо. Бывало, возишься с каким-нибудь изделием полдня, а поломку найти не можешь. Для таких ситуаций у меня правило было – утро вечера мудренее. Надо отложить эти часы, заняться другими. Утром возьмёшь их в руки — и за 10 минут сделаешь.
Механические часы – это произведение искусства. Миниатюрный механизм. И чтобы он служил долго, за ним необходимо регулярно следить. Среди моих постоянных клиентов был священник, он носил часы «Победа» 1953 года. Так вот ведь как делали качественно — там стекло от удара было сеточкой металлической защищено. Эти часы, которые мне приходилось раз в три года только чистить и смазывать, прослужили своему хозяину до самой его смерти.
Пробег на «Победе»
С маркой «Победа» у семьи Бачинских связаны особые воспоминания. В 1980 году Вячеслав Дмитриевич влюбился с первого взгляда и приобрел раритетный (1951 года выпуска) автомобиль «Победа». Отремонтировал машину. Она и сейчас на ходу. А в 1996 году его с «Победой» пригласили участвовать в пробеге, посвящённом 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
— На три дня мы отправились с Русланом в Нижний Новгород, — рассказывает В. Бачинский. — На пробег съехались порядка 120 «Побед». Один автолюбитель свою машину даже из Норильска на вертолёте доставил. Когда эти автомобили с флагами ехали колонной по улицам города, получилось очень красивое и запоминающееся зрелище. Горожане останавливались и махали нам вслед. Мы приняли участие в спортивном ралли, за рулём был Руслан, хотя тогда у него даже прав не было, я — за штурмана. Мы заняли третье место. Но штрафные очки, за использование в автомобиле современных деталей, отбросили нас на 53 место. Так что в параде по Красной площади проехать не удалось. Зато воспоминания великолепные остались. На всю жизнь.
Как-то на досуге Вячеслав Бачинский решил посчитать, сколько же часов он отремонтировал за свою жизнь. Получилось порядка 50 тысяч изделий… Наверное, приятно осознавать, что ты смог помочь такому количеству людей.
Фото автора и из архива В.Бачинского.
Комментарии