Удачный эксперимент
«Кажется, удалось!» — сегодня эти слова всё чаще повторяют те, кто не верил в реальность данной затеи. Корова без коровника и конь без коновязи – это же нонсенс! Да и климат средней полосы России не слишком располагает к созерцанию звёзд. Однако тридцатипятиградусные морозы, ещё недавно стоявшие на вязниковской земле, зареченские животные перенесли стойко, а в чете алабаев даже произошло пополнение!
Именно поэтому возле Игоря Косенкова (владельца, инвестора, организатора, руководителя… словом, ферма – его детище) сегодня сидит один Умка — пёс, действительно похожий на медвежонка (только значительно подросшего) из советского мультфильма. Умка предельно вежлив и деликатен, он спокойно ведёт себя в присутствии незнакомых людей – представителей прессы. Хотя, вообще, алабаи зарекомендовали себя как непревзойдённые охранники. Я бы трижды подумал, прежде чем без приглашения приезжать на ферму.
Сама встреча проходит в беседке. За тонкой стенкой – снег, мороз и прочие составляющие январского дня. Здесь же тепло, играет негромкая музыка, стоит огромный самовар, на столе – чай со сладостями. Игорь Иванович почёсывает Умку и вспоминает, как всё начиналось.
— Эту землю приобрёл давно, — рассказывает Игорь Косенков, — лет семь-восемь назад. По слухам, тогда совершенно чужие для нашего района люди хотели обосноваться в заречье. Никто не знал, чем они собираются тут заниматься, и местные жители обратились ко мне, рассказали о проблеме. Ну, я и выкупил эту землю.
В силу определённых причин мне регулярно приходится бывать за границей. В Швейцарии есть хорошие знакомые, которые занимаются ресторанным бизнесом. От них с удивлением узнал, что элитное мясо, которое подают, например, в ресторанах Женевы, поставляют из Перу. Почему? Потому что в технологической цепи откорма животных в Швейцарии присутствует комбикорм, и это мясо не может считаться экологически чистым. Даже травы на пищу скоту должны произрастать на землях, которые не обрабатывались пестицидами как минимум 25-30 лет. В Европе таких условий практически нет. Я подумал, что наше заречье для разведения элитных пород скота и производства элитного мяса подходит идеально.
Сказано – сделано. Год назад в Вязниковский район привезли пятьдесят быков казахской белоголовой породы. Тогда об этом особенно не распространялись – всё-таки это был эксперимент. Для животных сделали самый минимум – скважины, кормушки; сами заготовили корма. Год прошёл успешно: быки не просто приспособились, но и набрали вес.
Дело вкуса
— В течение года пришло ощущение, что выбранная концепция развития имеет право на жизнь, — говорит Игорь Косенков. – Именно в заречье это связано с особенностью биоресурсов – они уникальны. Во время разлива все речные и озёрные образования выходят на поля и обогащают почву. Когда заканчивается разлив, окрестности покрыты как бы паутиной. На той стороне реки трава вырастает раньше, но проходят две недели, зареченская догоняет и перегоняет «городскую» в два раза. Разнотравье подразумевает очень богатый витаминный и белковый состав, который позволяет определённым породам скота прогрессировать, расти, размножаться в естественных условиях — так, как и должно быть.
Вкусовые качества экологически чистой говядины жители столицы смогли оценить уже прошлой осенью. В сентябре фермерское хозяйство вышло со своей продукцией на ресторанные сети Москвы, и сегодня с ними заключён агентский договор. В вязниковское заречье устремились столичные специалисты, технологи и повара – посмотреть, в каких условиях обитают животные, что едят. Отдельным быкам даже устроили настоящую фотосессию, чтобы удостовериться в «правильности» породы… Вскоре в Москве состоялась дегустация во главе с солидной комиссией, и мясо зареченских быков получило самую высокую оценку!
— Мы сами этого не ожидали, — признаётся Игорь Косенков. – Вообще же, к нашей продукции нужно быть готовым, в первую очередь, психологически. Человек должен понимать, что нужно есть не абы какую говядину, а именно ту, что принесёт пользу и в чём-то оздоровит нашу нацию. Вязники и Владимир мы первоначально даже не рассматривали с точки зрения реализации.
В том, что и в провинции есть люди, которым небезразлично, что положить себе на тарелку, зареченские фермеры смогли убедиться. Опять-таки в качестве эксперимента в Вязниках была открыта торговая точка на рынке, организована служба с доставкой. Всё это работает и сейчас, причём цены достаточно демократичные – на уровне «рядовой» говядины. Но учитывайте, что у зареченской совсем иные вкусовые качества, а мясо относится к разряду элитных. Не исключено, что в будущем в городе появится специализированная точка общепита, где можно будет попробовать и «понять» вкус зареченского мяса.
Вязниковские ковбои
Игорь Иванович устраивает для нас небольшую экскурсию по ферме. Стадо карачаевских баранов с подозрением смотрит на Умку – несмотря на размеры, пёс ещё молодой, ему поиграть хочется. Так и получается. Алабай начинает носиться вокруг баранов, стадо движется по кругу – получается этакий рогато-копытный водоворот. Голос хозяина приводит развеселившегося пса в чувство, бараны вздыхают спокойно, но выставляют стражу – «часовые» вскакивают на рулоны сена и внимательно оглядывают округу.
Быки рядом – лежат на тонкой подстилке из сена и, кажется, совсем не обращают внимания на то, что вокруг зима. Но лично на меня самое большое впечатление произвели лошади (в прошлый визит в заречье увидеть их не удалось, табун находился где-то в лугах). Вот четвёрка лошадей алтайской породы (морозостойкой, понятное дело!) мчится по вязниковскому полю, а рядом скачет один из новых обитателей фермы – владимирский тяжеловоз Добрыня. Работник хозяйства Рамзан сумел найти с лошадьми общий язык, без страха подходя к необъезженным зверям – и алтайки, и Добрыня беспрекословно его слушаются.
— Животные чувствуют, кто как к ним относится, — говорит Рамзан, пока Добрыня что-то жуёт из поднесённого к носу ведра. – Если ты к ним с добром, то и они тебе ничего плохого не сделают. А я лошадей люблю. Кажется, они меня тоже.
В дальнейшем планируется поставить лошадей под седло и организовать конный выпас скота. Всё это придаст ферме дополнительный колорит. Вязниковские ковбои – звучит, а?
Глава администрации Вязниковского района Игорь ЗИНИН:
— Заречное фермерское хозяйство сегодня стабильно развивается. Мы дали возможность предприятию не просто самостоятельно существовать, но и получать государственную и муниципальную поддержку. В хозяйстве 186 голов крупного рогатого скота, в том числе 37 коров. Это неплохое подспорье в освоении сельскохозяйственных земель. К тому же вязниковцы смогут покупать больше экологически чистых продуктов, произведённых на нашей территории.
Сегодня в Вязниковском районе есть люди, которые хотят пойти по пути зареченских фермеров. Для нас это хорошо в первую очередь тем, что земли не будут зарастать, появятся дополнительные рабочие места.
Следует напомнить, что в заречье в последнее время кроме автомобильных состязаний «Охота на волков», которые проводились раз в год, никаких мероприятий не было. Безусловно, то, что сейчас происходит за рекой, может стать неплохим заделом для развития агротуризма. У нас есть объективные данные и цифры, которые говорят о том, что турист на вязниковскую землю сейчас «заходит», люди приезжают в том числе и из других регионов страны. Мы, в свою очередь, будем стараться улучшать подъездные пути, создавать и развивать инфраструктуру.
Включились в новую работу
Кажется, удивляться уже нечему, но Игорь Иванович сообщает ещё одну новость. Зареченская ферма сегодня полностью пересматривает направление своего развития.
— Мы провели ряд определённых консультаций в Москве с компаниями, которые являются лидерами в разведении крупного рогатого скота мясного направления, — рассказывает Игорь Косенков. – Сейчас скупаем элитное поголовье маточного стада и в этом году хотим довести численность стада до пятисот голов. Закупаем племенных быков. Собственно говоря, прежде всего будем торговать не мясной продукцией, а продавать элитных телят. Они пользуются огромным спросом. В заречье будут свой племзавод, свой питомник. Процедура эта длительная – от трёх до пяти лет, но мы уже с удовольствием включились в новую работу.
Крупный рогатый скот, а вместе с ним лошади, бараны и гуси рассматриваются теперь лишь как одни из сегментов развития заречья. Сегодня здесь создаётся система полноценного отдыха. Руководство фермерского хозяйства не стало упираться в капитальные вложения и строить дома. Вместо этого закупили в Германии палатки, одна из которых уже установлена.
Правда, палаткой объект можно назвать лишь снаружи: стоит откинуть полог — и попадаешь в цивилизацию. Мягкие диваны и кресла; пол, устланный ковром; плазменная панель на полстены, система отопления, вычурные светильники… Не верится, что за тонкой стенкой – бескрайние поля и дремучие леса, по которым бродят буйволы и яки. Именно такой контраст – блага цивилизации и естество природы — должен стать основополагающей идеей зареченского туризма.
— Наше вязниковское заречье – это один из депрессивных районов: народ уезжает, деревни вымирают, — говорит Игорь Косенков. – Расшевелить экономику, максимально привлечь ресурсы и средства сюда очень тяжело. Но сегодня здесь сложился оптимальный климат. И хотя мы рассчитываем в первую очередь на самих себя, а не на господдержку или поддержку банков, местные власти тоже принимают участие в нашем деле, у нас прекрасные отношения с областным департаментом сельского хозяйства. Сегодня к нам всё чаще приезжают люди из Москвы – видят наши стада, видят всю эту красоту… Удачные породы скота и разнотравье — в заречье можно создать очень красивый туристический кластер.
Комментарии