Работы художницы разместятся на первом этаже здания. Это порядка 50 эмалей из серии «Зимние истории. Календарь. Праздники». Выставка уникальна, прежде всего, потому, что в современной России технику горячей эмали применяет очень ограниченный круг художников.
— Эмаль – это сплав стекла с окислами металлов, — рассказывает Елена. – Эта техника зародилась ещё в Древнем Египте, достигла расцвета в Византии и после некоторого периода забвения вновь ожила в эпоху модерна — в том числе и в России: к примеру, в ювелирных изделиях знаменитого Фаберже. Техника поистине волшебная. Произведения, созданные в ней тысячу лет назад, и сегодня не утратили цвета и формы. Можно сказать, что только горячая эмаль даёт художественным и ювелирным произведениям вечную жизнь.
По словам художницы, выставка в Вязниках для неё очень приятна и ожидаема.
— Моя бабушка Мария Степановна Никитина (в девичестве) родом из деревни Шаулино, пропавшей, как и много других деревень. Там и застала её война, в которую она работала медсестрой. После войны они с дедом Григорием Алексеевичем Котенко вернулись в Вязники, где и родилась моя мама. Источник моего вдохновения — самые приятные минуты счастья из детства; яркие дни, наполненные солнцем, морозным узорами, волшебными закатами. При работе с эмалью до сих пор не покидает меня чувство тайны и неожиданных открытий. Я вспоминаю, как люди из моего детства умели радоваться; как справляли праздники, готовили, накрывали столы, пели песни…
Елена живёт во Владимире, она окончила художественно-графический факультет Владимирского государственного педагогического института. Учителем работать не стала: любовь к искусству оказалась сильнее. Первое время художница пробовала себя в разных жанрах – керамике, графике и живописи. Но в Ярославле у народного художника России Александра Кариха Елена занялась горячей эмалью и поняла, что нашла себя. Позже совершенствовала мастерство в Венгрии.
— Горячую эмаль часто называют королевой среди других видов и техник эмалей, — говорит Елена. — Процесс её изготовления технологически сложный, но результат неизменно привлекательный. Всё начинается с эскиза, работа над самой эмалью может продлиться и неделю, и год.
Сначала стекло растирают в порошок. Затем его смешивают с окислами металлов, которые окрасят эмаль в определённые цвета. В процессе работы эмальер наносит раскалённое цветное стекло на металлическую основу, чаще всего медную пластину, в ювелирных изделиях – на золото или серебро. Роспись наносится в несколько слоёв, после каждого слоя изделие обжигается в печи при 850 градусах.
— Конечный результат порой не совпадает с моим замыслом и эскизом, но всегда поражает оригинальностью, – продолжает Елена. – Непредсказуемость, тайна и, конечно же, сам процесс творчества, в котором я испытываю состояние умиротворённости, покоя, ощущаю гармонию с окружающим миром, – вот что привлекает меня в горячей эмали.
Сегодня работы художницы находятся в музее эмали города Кечкемет (Венгрия), в Переславль-Залесском государственном музее-заповеднике, Museo dei Сuchi (Италия), в Музее прикладного искусства художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (Санкт-Петербург), в Центре пропаганды ИЗО во Владимире, а также в галереях и частных коллекциях России, США, Европы. С 2010 года Елена Сахарова-Староверова — член Союза художников России.
— А ещё у меня дом, сад, выставки и проекты; подрастает дочь, которая тоже мечтает стать художницей — иллюстратором-аниматором. Так что увлекаться чем-то ещё мне некогда. Такой вот я несвободный свободный художник.
Выставка эмалей Елены Сахаровой-Староверовой запланирована в Вязниках на середину февраля. Предполагается, что на её открытие приедет автор.
Комментарии