КАК ЛЮБИТЬ И БОРОТЬСЯ ЗА СЧАСТЬЕ
— Светлана Алексеевна, добрый день! Расскажите в двух словах о себе, чтобы познакомить с Вами нашего читателя.
— По ощущению я – просто учитель, который старается честно и добросовестно делать своё дело. Не всё и не всегда получается так, как хотелось бы. Но стараюсь. И многое удаётся.
Очень радует, когда ученики, увлёкшиеся искусством, идут учиться дальше, остаются в профессии и получают признание. Если увлекаются творческим поиском, участвуют в выставках, вступают в Союз художников, преподают. Это не может не радовать. Ведь за этим всегда стоят большой труд и большая работа над собой.
— Для чего человеку нужно искусство?
— То, что оно нужно, не вызывает сомнения. Хотя бы уже потому, что всё ненужное просто отмирает. Искусство было и остаётся неиссякаемым источником опыта жизни, выстраданного человечеством, выработанного многими поколениями людей. Это не только опыт восхождения к вершинам художественного мастерства. Это опыт человеческих чувств и отношений, достижения гармонии с миром и самим собой.
В искусстве есть всё! Всё о том, как творить, как любить и как ненавидеть, как сопереживать, как бороться за счастье. По сути, искусство – это и жизнь, и школа жизни. Поэтому оно будет востребовано людьми во все времена.
— Какова, на Ваш взгляд, роль искусства в современном мире?
— Понимание роли искусства всегда было связано с признанием целостного воздействия его на человека. Современный мир – не исключение. Сегодня, как и много веков назад, искусство формирует души, очищает и облагораживает их.
Искусство способно оказывать мощное влияние на разум, волю и чувства человека, на формирование всей его человеческой сущности. Оно одухотворяет, дарит радость творчества, делает жизнь красивей и ярче. Все стороны, все грани человеческой личности не просто востребованы искусством, они им формируются и развиваются. У некоторых людей до таких вершин, что дух захватывает! Завораживает и вдохновляет, заражает желанием жить и творить!
Такие чувства недавно подарила нам выставка работ народного художника Л.А. Фомичева, открывшаяся к его 85-летнему юбилею в Мстёрском художественном музее. Такая энергетика от работ! Такая сила характера, такая мощь!
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
— Существует понятие «современное изобразительное искусство» — что это?
— По сути, – это искусство, современное тому поколению людей, которое его создаёт, так как оно отражает взгляды на мир именно этого поколения. И вполне справедливо понятием «современное искусство» объединять все художественные практики современности.
Современное нам искусство крайне противоречиво, как и сама наша жизнь. В нём находят отражение все её стороны и сложности. Было бы странно, если бы проблемы, затронувшие мир, не нашли в нём отражения. Более того, именно в искусстве проблемы и противоречия времени проявляются с особой силой.
Каждый находит в современном искусстве что-то своё. Кто-то создаёт идеал, кто-то его низвергает. Кто-то пытается в искусстве найти успокоение для души, а кто-то, как у Лермонтова, – «ищет бури».
Одни современное искусство любят и принимают, другие – отвергают. И, что самое интересное, – так было всегда. Рядом с теми, кто следовал правилу и развивал традицию, всегда были те, кто творил, что хотел и как хотел. Но и те, и другие создавали шедевры и изменяли ход истории искусства.
Однозначного отношения к современному искусству нет, и, думаю, быть не может. Для одних великим художником будет тот, кого трудно превзойти по таланту, вложенному труду и мастерству, а не тот, чьё произведение искусства сродни вещи, которую и малый ребенок может сделать без особого труда. Другие, напротив, при виде «неклассических» произведений ощущают тягу к мысленной интерпретации, находят для себя определённый смысл в додумывании и дорисовывании образа из того, что видят. Они чувствуют себя непосредственными участниками творческого процесса, рисуя этот образ в своей голове.
Нет ничего удивительного в том, что разным людям нравится разное искусство. А кто из современных авторов останется в истории искусства и станет классиком – покажет время. Хочется, однако, верить, что уйдут в небытие совсем уж неэстетичные, непонятные и откровенно бездарные вещи.
— Консервная банка с воздушным шариком в газетном кульке или ведро, прибитое гвоздями к потолку, – такие вещи сегодня становятся выставочными экспонатами в музеях. Как Вы относитесь к подобному творчеству?
— Жизнь – постоянная борьба. Борьба света и тьмы, добра и зла. Тот факт, что мир ещё существует, позволяет думать о том, что добра в этом мире «чуточку больше», — кажется, так поёт Андрей Макаревич.
Искусство утверждает вечные добрые ценности разными способами. Есть прямой путь – изображение прекрасного, идеального образа, как, например, образ Владимирской Богоматери или Сикстинской мадонны. Но есть и путь от противного. Там для утверждения прекрасного и позитивного используются образы с негативными характеристиками. Как, например, в «Гернике», где Пикассо для утверждения идеи мира рисует ужас войны.
Искусство учит видеть в обычном – необычное, в простом – сложное, в некрасивом – красивое. У того же Пикассо щемящие образы материнской любви создаются через преломление в теме бедности и обездоленности.
Поэтому, глядя на экспонаты, о которых вы говорите, важно понимать, какая идея, какая философия стоит за той или иной инсталляцией.
Конечно же, не всё, что выдаётся за искусство, таковым является. Было бы наивно полагать, что наряду с ним не будет существовать и псевдоискусство.
— Граффити и прочие настенные изображения – это скорее искусство или хулиганство?
— Любое дело, доведённое до совершенства, можно вывести на уровень искусства. Методом граффити можно поставить метку на чужом заборе или гараже, а можно создать высокохудожественное изображение, отличающееся особой каллиграфией и стилем. Граффити, как и всякое другое искусство, даёт огромные возможности для самовыражения. А вот станет ли его конкретное проявление искусством или хулиганством – это напрямую зависит от того, кто и что захочет выразить на языке граффити.
За изображением всегда видно лицо его автора. Поэтому в один ряд не ставятся метки с нецензурной бранью от неблагополучных мальчишек и серьезные творческие работы, как, например граффити, которое в 2012 году украсило торец моста в честь 850-летия Владимира и было посвящено ветеранам Великой Отечественной войны. Очень жалко, что его не сумели сохранить. Пожалуй, это было одно из лучших граффити города, пробуждающее в душах тех, кто его видел, высокое чувство патриотизма.
ВОЗДУХ ПОЛОН ИДЕЙ
— Вы – преподаватель изобразительного искусства, а как можно научить человека искусству? Причём научить чему: ценить или творить?
— Одно без другого немыслимо. Учиться нужно и тому, и другому. Ещё раз подчеркну – искусство многогранно. Это значит, что обучение не может сводиться к какой-то одной стороне.
Художественное образование предполагает овладение знанием основ изобразительной деятельности, средств и способов её осуществления, знанием теории и истории искусства. Но одних только знаний недостаточно. Нужно овладеть художественно-практическим опытом: умениями и навыками изображения. Это процесс трудоёмкий. В нём, как говорят мастера, десять процентов таланта и девяносто процентов труда.
Следующий компонент – творческий опыт, опыт применения в новых условиях имеющихся знаний и умений. Он позволяет человеку творить – открывать в себе и вокруг себя что-то новое, создавать уникальные и неповторимые образы, стиль, манеру письма, рождать новые направления в искусстве.
Казалось бы, вот и всё: знай, умей и твори. Но нет. Сила искусства — в силе его эмоционального воздействия. Чтобы созданный образ нашёл отклик в сердце зрителя, в нём должны быть эмоциональный заряд, чувство, нерв, переживание автора. Поэтому нужно учиться эмоциональному восприятию мира. Без него и самому не сотворить достойного, и не оценить по достоинству творения других.
Современная школа должна заложить у детей все важнейшие элементы художественно-профессионального опыта. Ведь в любой профессии нужны творческие люди, умеющие находить новые подходы к решению проблем, предлагать нестандартные идеи. Творческий опыт, сформированный в искусстве, переносится на все сферы деятельности человека, связанные, в том числе, с наукой, техникой, бизнесом, спортом…
Да, и спортом тоже! Какие удивительные результаты показывали участники таких телевизионных проектов, как «Ледниковый период», «Без страховки», творчески перенося элементы из одного вида спорта в другой и по-новому обыгрывая эти элементы! «Воздух полон идей», — говорил Генри Форд. Но для того, чтобы ухватиться за оригинальную идею и воплотить её в жизнь, нужно быть творческой личностью.
Ну и, наконец, человек, приобщённый к творчеству, – созидателен. У него всегда есть интересное дело. Ему не бывает скучно. Ему не нужно думать, чем занять досуг. У него практически не бывает свободного времени, потому что есть много идей, много творческих планов, ждущих своего воплощения.
— Светлана Алексеевна, спасибо за интересную беседу.
— Вам спасибо. Всем читателям газеты «Маяк» желаю яркой, полной творчества жизни. Всем творческим личностям – вдохновения!
Комментарии