На выставке будут представлены 69 произведений автора, в том числе 12 цветовых эскизов, 27 работ разных десятилетий в технике лаковой миниатюрной живописи, которые помогут проследить основные этапы творческого пути художника; серия из 25 настенных панно, посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину, и 5 панно песенной, сказочной и обрядовой тематики.
Военное детство
Лидия Александровна родилась 23 апреля 1927 года в д. Коробы Вязниковского уезда. В семье Древиных, кроме девочки Лиды, рос её старший брат Пётр. Когда дети достигли школьного возраста, семья переехала жить во Мстёру. Дом Древины строили в самом конце улицы Кузнецкой. Однажды летом, когда родители копались в огороде, Лида подошла и произнесла страшное слово «война», прозвучавшее только что по радио… Отца забрали в армию. Воинские части формировались в Ильино Горьковской области, и девочка-подросток Лида с рюкзаком сухарей за спиной пешком ходила до станции Мстёра — ждала, когда остановится товарный поезд. Машинист спрашивал: «Девочка, тебе куда?». «К папе, в Ильино», — отвечала Лида. Её поднимали за шкирку вверх, и поезд мчался дальше. На станции Ильино из приезжих формировались отряды, и нужно было идти ещё 12 километров — в лес, где находился лагерь. Там патруль записывал фамилии, и солдат вызывали к приехавшим родственникам. Всю ночь они жгли костры и разговаривали. Потом отец вдруг пропал. Последний раз Лидочка увидела его через три месяца во Владимире, куда её взяли с собой знакомые. Воинские части дислоцировались в болотах. Александр Древин исхудал и почти полностью потерял зрение. Это была последняя встреча: отец был отправлен на фронт и погиб в 1942-м, защищая Сталинград.
Мама Лиды, Агриппина Васильевна, работала в столовой артели «Пролетарское искусство» поваром. По совету художника-миниатюриста Константина Мазина в 1943 году девочка поступила учиться в Мстёрскую художественную профтехшколу, где она получила фундаментальную профессиональную подготовку. Ей посчастливилось учиться у основоположников мстёрской лаковой миниатюры — И.А. Фомичёва, И.А. Серебрякова, К.И. Мазина. В 1947 году она пришла работать в артель «Пролетарское искусство» и уже с 1950 года начала принимать участие в художественных выставках. Где бы ни экспонировались её миниатюры — на Родине или за рубежом, — они всегда очаровывают зрителя своей сказочностью, лирикой, каким-то особым обаянием и теплотой. И не случайно на выставке представлено семь шкатулок автора, посвящённых победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Творческий путь
В 1968 году Л.А. Демидова была принята в члены Союза художников СССР. В 1960-е годы она обращается к былинной тематике — главным героем её работ становится русский богатырь Илья Муромец. Очарование русских сказок, их мудрость, внутренняя красота главных героев продолжают жить в произведениях художника до сих пор.
1970-е годы являются наиболее плодотворными в творчестве мастера. В это время написаны миниатюры по сказкам «Морозко», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев». В то же время художник отражает в своих произведениях ту эпоху, в которой живёт, поэтому не случайно из-под её кисти появляются такие произведения, как «Концерт на БАМе», «Мать», «Полюшко-поле», «Как не любить мне эту землю». По произведениям А.С. Пушкина созданы работы «Сон Татьяны», «Письмо Татьяны», «Беседка сказок». Тема Родины, любви к ней звучит мелодично, истово, преданно.
С 1972 по 1984 годы Лидия Александровна преподавала в Мстёрской художественной профтехшколе им. Ф.А. Модорова миниатюрную роспись и композицию. Нелёгок был ежедневный путь женщины, живущей в деревне Слободка, на работу: приходилось за день проходить не один километр, а весной и осенью колесить на велосипеде. Это сейчас здесь ходит автобус: пять минут — и ты во Мстёре. Лидия Александровна начинала работать с нуля, и на помощь ей пришли народные художники СССР Е.В. Юрин и И.А. Фомичёв. Евгений Васильевич помог с наглядными пособиями по орнаменту, а за сюжетными образцами начинающий педагог обратилась к своему учителю времён проф-техшколы Ивану Александровичу. Представители старой гвардии не отказали, так как когда-то сами преподавали миниатюрную роспись. Среди учеников Л.А. Демидовой — члены СХ России А.К. Якимочев, П.П. Можаев, А.Р. Гаун, С.Н. Сухов; художники В. Гусев, Т. Прохорова, Н. Данилова, М. Устименко, А. Солдатов, В. Ушанов и многие другие. Они благодарны своему учителю за то, что она научила их не только грамотно писать миниатюру, но и помогла полюбить это искусство на всю жизнь. Все они остались жить во Мстёре, обзавелись семьями.
Лидия Александровна воспитала и своих детей, у неё большая дружная семья. Муж, Роман Иванович Демидов, работал директором мстёрской школы № 12. У дочери Натальи выросли свои две дочери, в семье сына Олега также взрослая дочь. Из трёх внучек по стопам бабушки пошла Светлана — как и та, выбрав путь искусства.
Друзья
На протяжении всей жизни Лидия Александровна дружит с народным художником России Л.А. Фомичёвым, чья творческая неуёмная энергия всегда передавалась и ей. Вспоминает Демидова и то, как восхищались они, молодые девчонки, работами И.К. Балакина. А однажды И.С. Суслов, председатель артели, принёс в бригаду шкатулку Л.А. Фомичёва «Ничто в полюшке не колышется» и сказал – «Вот так надо писать». И последовали, одна за другой, работы… Лидия Александровна не уставала помогать художникам-творцам в трудных ситуациях – добрым словом, советом, а то и деньгами: А. Николаеву, А. Крылову, В. Малаховой. Весь творческий коллектив был для неё родным домом. Дружба с педагогами А.М. Овчинниковой, В.Г. Старковой, Н.Г. Дмитриевым помогала не останавливаться на достигнутом. А.М. Овчинникова, увидев Пушкинскую серию, сразу заявила, что надо устраивать выставку.
«Приют, сияньем муз одетый»
Самым интересным и значимым моментом на выставке является серия панно, посвящённая русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину и его пребыванию в родовом имении Пушкиных — в Михайловском, на псковской земле, в 1824-1826 годах. Художники, литераторы, историки всех времён стараются попасть в Пушкиногорье, чтобы лучше понять творчество и душу поэта, поклониться его могиле и принести букет свежих цветов. Знаю Пушкиногорье не понаслышке, и меня удивило то, насколько точно художник подошла к изображению этих мест. Образ А.С. Пушкина звучит ёмко — в искусстве Мстёры ещё не было такой серии, на её создание ушло десять лет (2000-2010). Серия состоит из 25 настенных панно. Пушкин говорил: «Деревня — вот мой кабинет». Деревня – это природа, это вечность. Природа Михайловского отражена во многих произведениях: «Пушкин на прогулке», «В Михайловском», «Друг мой Пущин», «У лукоморья дуб зеленый», «Певец любви, свободы, вдохновенья», «Ярмарка», «Цыгане» и т д.
В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. Он хандрил. С утра приказывал седлать коня и уезжал в никуда. Потом всё изменилось: его спасла работа. Он полюбил природу этих мест и стал чувствовать себя в деревне как у Христа за пазухой. Нашёл верных друзей в Тригорском. Пришёл к простым людям, а они потом пришли к нему. Он полюбил их, а они его. Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. Всё это отражено в творчестве Л.А. Демидовой. Образ Пушкина, созданный художником в панно «Друг мой Пущин», правдоподобен: здесь и утопающие в снегу деревеньки, и заснеженный двор, и раннее утро, и друзья, бегущие навстречу друг другу. Особую прелесть придают миниатюре раскидистые заснеженные деревья и тёмно-лазоревые облака с проглядывающим сквозь них месяцем.
Не менее лиричен образ Натальи Николаевны Гончаровой. Запечатлела Л.А. Демидова и няню поэта — Арину Родионовну. К ней он приходил, когда ему было особенно одиноко. Шёл во флигелёк отдохнуть, послушать её чудесные сказки. Сегодня в наш век современных технологий и повседневной суеты произведения художника заставляют затаить дыхание перед отражённой в её творчестве великой культурой и классикой пушкинской поэзии. Раздолье природы Пушкиногорья, его певучая красота глубоко трогают душу, остаются надолго в памяти несказанно светоносным колоритом.
Самым удивительным, на мой взгляд, является то, что художнику исполняется 90 лет, а она до сих пор участвует в выставках. Это единственная женщина во Мстёре, у которой состоялись три персональных выставки. За доброту её к людям, за любовь к творчеству, к природе Бог не отнимает у неё зрение и твердость руки. Она не исписалась. Лидия Александровна продолжает жить в творчестве зимними долгими вечерами.
На выставке, кроме панно, зритель может познакомиться с цветовыми эскизами и произведениями лаковой миниатюрной живописи.
За свой труд Л.А. Демидова награждена орденом «Знак Почёта». В 1996 году ей присуждено почётное звание «Заслуженный художник России». В 2012-м число её наград пополнила Золотая медаль «Духовность — традиции – мастерство».
В 2015 году Л.А. Демидова удостоена звания «Почётный гражданин посёлка Мстёра». Произведения Лидии Александровны по достоинству украшают коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, ВМДПНИИ г. Москвы, ВСИА музея-заповедника, Нижнетагильского музея, МХМ.
Члены СХ России, сотрудники Мстёрского художественного музея, художники ПК ЦТММ поздравляют Лидию Александровну с юбилеем, желают здоровья, никогда не угасающей искры любви к миру, внимания окружающих, неиссякаемого творчества!
Комментарии