Он родился 12 февраля 1960 года в Нововязниках, учился в Железнодорожной школе, в старших классах начал увлекаться радиотехникой, а после восьмого класса поступил во Владимирский авиамеханический техникум, на радиотехническое отделение. В годы учёбы стал заниматься парашютным спортом. По окончании техникума получил распределение в Курск, на предприятие «Прибор», откуда его и взяли в армию. Попал в ВДВ — сначала была «учебка» в Каунасе, потом служба в части, в Медвежьих Озёрах под Москвой. Был начальником мобильной радиостанции Р-140, за успехи в боевой и политической подготовке сфотографирован у знамени части. Осталась черно-белая фотокарточка тех лет.
Когда вернулся домой, пошёл работать на ЗОА, в Центральную заводскую лабораторию. На заводе встретил и свою будущую супругу Ольгу, работавшую в сборочном цехе; вскоре они поженились. Событие радостное, но нужно было решать жилищный вопрос: у жены была дочь Юля от первого брака, а через два года у Владимира и Ольги Чережоновых родилась ещё и дочь Марина.
На заводе перспектив получения жилья не было, поэтому глава семьи по совету друга перешёл работать в УНР-2, где молодой семье дали общежитие. Владимир стал строителем, освоил профессию штукатура и хорошо проявил себя в ней: не раз получал звание «Лучший по профессии», а его бригада побеждала в соц. соревновании и даже в областном конкурсе профмастерства в Гусь- Хрустальном.
4 октября 1986 года повесткой из военкомата Владимир Чережонов был направлен на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. Будущих ликвидаторов доставили автобусами в Курск. Владимир Николаевич вспоминает, как ночью они приехали в химчасть, переоделись из гражданской в военную спецодежду, а дальше их везли по железной дороге до Киева. Потом уже машинами – в село Ораное, где располагалась в/ч 97752. Первые дни вновь прибывшие были заняты на уборке радиоактивного мусора: приходилось снимать где слой асфальта, где слой грунта. Потом Владимира Чережонова, имевшего звание старшины запаса, поставили старшим службы ГСМ – горюче-смазочных материалов. ГСМ доставляли автотранспортом из Киева: бензин, солярку, различные масла, а также запчасти.
Всё привезенное своими бензовозами уже отвозили в зону АЭС и заправляли там машины, бульдозеры и другую технику, которая из этой зоны не выходила, а её парк располагался метрах в трёхстах от станции. «Вставать приходилось ещё затемно, в 5 утра, — вспоминает Владимир Николаевич, — пока едешь эти 30 км до станции, уже рассветёт. По дороге деревни попадаются пустые, в садах яблоки висят – крупные, красивые. Но с дороги съезжать нельзя – вся территория заражена, везде стоят предупреждающие знаки».
Чережонов возглавлял небольшую колонну из нескольких машин. После заправки техники возвращались назад, пройдя несколько пунктов ПУСО, где в зависимости от дозы радиации машины обрабатывали специальным мыльным раствором. На базе вновь принимали ГСМ и запчасти, и по мере надобности отвозили в зону отчуждения, вечером возвращались позже всех. Как у старшего, у Чережонова с собой был счётчик радиации в виде карандаша. По нему самим определить ничего нельзя было, но дозиметристы подсчитывали полученные дозы и записывали данные в специальные книжки.
За месяц у Владимира Чережонова накопилась допустимая по нормам того времени доза радиации, и срок его командировки закончился. Перед отправкой домой было общее построение, где нашему земляку была вручена грамота командования части. Вернувшись домой, чернобылец продолжил работать по профессии, а вскоре из той же части пришло в УНР-2 благодарственное письмо, которое в торжественной обстановке зачитали перед его бригадой. Позже В.Н. Чережонов был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Награды — это, конечно, хорошо, но цена их порой очень высока. Владимир Николаевич, хоть и говорит, что каких-то отклонений в здоровье не чувствовал, всё же, послушав медиков, родить ещё одного ребенка они с супругой так и не решились. Но заботы о детях им и без того хватало: с малых лет они воспитывали как дочь оставшуюся без матери внучку Юлю — она сейчас учится на 3 курсе биофака Владимирского ВлГУ им.А.Г. и Н.Г. Столетовых. Дочь Марину уже выучили, она окончила Ковровскую промышленную академию с красным дипломом. Живёт и работает сейчас в Коврове, у неё своя семья: муж, бывший военный, и двое детей: 4,5 и 2,5 годика – это уже внуки Ольги Александровны и Владимира Николаевича.
Сами супруги Чережоновы продолжают работать вместе в ПАО «ОСВАР» (так теперь называется ЗОА, где они когда-то познакомились). В своё время они приватизировали и продали благоустроенную квартиру в общежитии и на вырученные средства купили домик в Ненашеве. Свой дом, постоянно требующий заботы; земля, которая отдаст тебе сторицей, если к ней с любовью руки приложить, – никаких курортов не надо. Владимир Николаевич, хоть и признаётся, что сейчас полезли всякие болячки, не любитель по домам отдыха ездить, разве что пару раз был в санатории им. Абельмана. Говорит, что не умеет отдыхать, — лучше дома, с семьёй. Оно где-то и верно — дома ведь и стены помогают.
Комментарии