16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:16, 08.06.2017

Десантный мотобот

/ Краеведение

От Гороховца до Лувра
История Гороховецкого судостроительного завода берёт своё начало с дореволюционного периода. Официальной датой основания «судостроительного и котельного завода в г. Гороховце Владимирской губернии при реке Клязьме» считают 1902 год. Его история охватывает многие регионы России, где на различных морских и речных объектах трудились гороховецкие рабочие. Их клейма можно найти даже на разводных мостах Санкт-Петербурга и на карете в парижском Лувре. Но речь пойдёт о работе судостроительного завода в годы Великой Отечественной войны.


С 1942 по 1945 годы на заводе были изготовлены 178 десантных мотоботов, из которых 50 единиц были потеряны в результате боевых действий. Численность работающих на заводе доходила до 3500 человек, часть из них трудилась на сдаточной базе в Чкаловске и достроечных базах в Керчи, Астрахани, Севастополе и других портовых городах СССР.
В журнале «Судостроение» есть статья с краткой предысторией рождения десантных судов. В конце 30-х годов прошлого века началась разработка проектов, большая часть которых реализовывалась уже в ходе Великой Отечественной войны. Разрабатывавшиеся морские самоходные баржи типа «Кунгас — Кавасаки» также конструктивно приспосабливались для десантных операций; строились катера «КЗИС-5». Во время войны создавались десантные баржи для Амурской флотилии и Тихоокеанского флота. Для речных и озёрных переправ Горьковское центральное конструкторское бюро разработало проект десантного моторного бота в деревянном и стальном исполнении. В начале 1942 года Гороховецкий судостроительный завод получил большой заказ на постройку таких судов для Волжской военной флотилии.
Проект десантного катера вместимостью 60 человек доработали конструкторы, использовав различные отечественные автомобильные двигатели. На базе такого же корпуса создавался и катер противовоздушной обороны. Спаренные боты при использовании в варианте ПВО предполагалось вооружить 100-миллиметровым орудием. Немало труда в изготовлении сварных корпусов катеров вложил конструктор М.В. Устинов – сын преподавателя гороховецкой средней школы № 1.
Уже летом 1942 года первые катера были доставлены вниз по Волге в Астрахань. Следующие двадцать, предназначавшиеся специально для нужд противовоздушной обороны, вошли в состав соединений Волжской военной флотилии на средней Волге весной 1943 года (под Сталинградом. – Прим. автора). Тогда же из двух соединённых между собой поперечной площадкой мотоботов оборудовали плавбатарею, вооружённую 100-миллиметровым морским орудием с броневым щитом; с осени 1943 года она участвовала в боях в составе Днепровской военной флотилии.
Опыт десантных операций убедительно показал, что в составе Черноморского флота необходимы суда специальной постройки для высадки войск и техники в условиях песчаного, болотистого и каменистого побережий. Выбор пал на мотоботы гороховецкой постройки, которые доставлялись по Закавказской железной дороге в Туапсе — вероятно, из Астрахани. В январе 1943 года из них составили дивизион десантных плавсредств Новороссийской военно-морской базы.

Воспоминания конструктора
Как и в каких условиях строились мотоботы на Гороховецком судостроительном заводе, рассказал в своих воспоминаниях ведущий конструктор проекта десантных ботов Пётр Алексеевич Балуев, которые любезно разрешила опубликовать сохранившая их дочь Петра Алексеевича – Фаина Петровна Шматко.
«В те годы завода в современном представлении не существовало: имелась своя силовая эл. станция, один деревянный рубленый сарай, где обрабатывались листовая и профильная сталь, да сарай-навес, где приспособились собирать корпуса и вести монтаж ботов. Позднее приспособились тут же на суше проводить испытания двигателей. Был ещё маленький литейный цех, изготавливающий чугунное литьё, – вот и весь завод.
Изготовленные катера в зимнее время на деревянных салазках трактором тащили 12 км к железной дороге, там затаскивали на ж/д платформу и отправляли по назначению вместе с командой, которая комплектовалась у нас из состава матросов, уже побывавших на фронтах, но отобранных для комплектации команд на наши боты.
Моряки не сидели без дела в ожидании, когда мы сдадим бот, — они много помогали заводу, работая вместе с нашими рабочими. Помню, что первым командиром, возглавлявшим экипаж моряков, был тов. Шинтяпин, затем его заменил капитан I ранга Гудков.
Завод в 1941-1945 годах не был подключён к государственной энергосистеме и имел свою электростанцию мощностью 1200 л. с., которая вырабатывала электроэнергию для завода и города Гороховца. Проблема её обеспечения топливом в военные годы была для нас тяжёлой, и наступило время, когда не стало топлива. И тут руководством завода и главка было принято решение: перевести электростанцию на генераторный газ; его мы получали из ольховых чурок в двух газогенераторах, спроектированных и изготовленных нами в трёхмесячный срок. Это мероприятие спасло завод от полной остановки и позволило выполнить все задания, возложенные на нас в военные годы…
…Мы, конструкторы, проработав в техотделе 8-10 часов, шли ещё на стапель работать сборщиками, и нам лестно слушать похвалы опытного мастера Огарышева Павла Матвеевича, собиравшего ещё броненосцы царского флота в Ленинграде и Николаеве, что мы собираем отлично и он ставит нас в пример кадровым сборщикам.
Матери и подростки поступали работать в цеха вместо своих близких, ушедших на фронт, или в подсобное хозяйство завода, где выращивались овощи для столовой. Но были и такие времена, когда обед не доставался каждому и приходилось довольствоваться кипятком».

В память о трудовом подвиге
Победа нашего народа над фашистскими захватчиками была завоёвана на фронтах Великой Отечественной войны, но ковалась она в тылу. Мы постараемся восстановить и сохранить память о трудовом подвиге гороховчан для будущих поколений.
Инициаторами создания и установки памятника работникам Гороховецкого судостроительного завода в виде десантного мотобота выступили казаки Гороховецкого хуторского общества. Идею поддержал директор Вязниковского технико-экономического колледжа А.И. Максимов, выделив на территории второго корпуса (ул. Гоголя, д.13) часть земельного участка для размещения монумента рядом с памятником погибшим работникам судостроительного завода в годы Великой Отечественной войны.
Призываем всех активно включиться в процесс создания и установки памятника «Десантный мотобот», который будет воздвигнут на территории Гороховецкого филиала ВТЭК. Благотворительные взносы можно перечислить на расчётный счет № 42307810210000055057 во Владимирском отделении Сбербанка № 8611 с пометкой «десантный мотобот».

теги:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


09:03, 26.03.2024 0 комментариев
Про необитаемый остров, Гринева и Пушкина / Краеведение

Необитаемый остров можно встретить не только в море, но и в лесной глуши — на реке. На больших реках острова вовсе не редкость. Но и на маленьких речках тоже встречаются островки и целые острова, причем их площадь порой несопоставима с площадью водного зеркала.


Архив блога