В доисторические времена эти зверьки обитали на просторах Европы, но сегодня они в очень небольшом количестве населяют лишь отдельные участки в бассейнах Днепра, Волги, Дона и Урала. Выхухоль в основном сохранилась только у нас, в России. И это единственный вид, в научном названии которого присутствует слово «русский». Вся ответственность за его сохранение лежит на нашей стране.
Мордочка у выхухоли с маленькими, с булавочную головку глазами, снабжённая подвижным хоботком, она будто бы насажена на валикообразное, плотное тельце. Пальцы задних ног соединены сильно развитыми плавательными перепонками, что говорит о полуводном образе жизни. Выхухоль – небольшой зверёк примерно в полкилограмма весом и около 20 сантиметров в длину, не считая длинного, сжатого с боков чешуйчатого хвоста, который при плавании служит рулём.
У основания хвоста заметно вздутие – скопление мускусных, пахучих желез. Их секрет применяли в парфюмерии для закрепления духов, а высушенными выхухолевыми хвостами на Руси перекладывали бельё, чтобы оно хорошо пахло. В XVII веке зверьков добывали исключительно из-за этого мускусного запаха. Но затем их стали в огромных количествах истреблять ради меха. Мех выхухоли – густой, шелковистый и блестящий – ценился выше бобрового. До сих пор в Интернете можно найти рекламу шуб из выхухоли, сшитых из множества маленьких шкурок.
В результате к концу ХХ века русская выхухоль оказалась на грани вымирания. Её занесли в Красную книгу России и в Красный список Всемирного союза охраны природы.
«Слепой подводник»
Владимирская область – сосредоточие обитания выхухоли, центр её ареала. Сети чистых пойменных озёр и стариц на заливных лугах – излюбленные места обитания русской выхухоли. На берегах этих водоёмов под водой зверьки устраивают свои сложные норы.
Выхухоль всеядна, её меню насчитывает 102 пункта, из которых 72 – это различные животные (пиявки, жуки, моллюски, дождевые черви, рыба) и 30 – корневища, стебли и листья водных и прибрежных растений. У неё отличное обоняние, и жертву свою она находит с помощью подвижного хоботка, а вот видит зверёк из рук вон плохо. Может быть, поэтому при поисках корма выхухоль придерживается в основном своих постоянных путей в водоёме – борозд или траншей 25-30-метровой длины, которые выкапывает сама. Передвигаясь под водой по вырытой траншее, она оставляет за собой вереницу мелких пузырьков воздуха в виде дугообразных дорожек. В осеннее время эти пузырьки, поднимаясь, скапливаются под толщей льда и вмерзают в неё, делая лёд непрочным, пористым.
Благодаря улучшению аэрации воды во все времена года в эти места стягиваются мелкие животные. Возможно, роль приманки для них играют и пахучие выделения хвостовой железы зверька. Этот «слепой подводник» за сутки съедает примерно столько же, сколько весит сам. Присутствие выхухоли в водоёме серьёзно влияет на обстановку, поддерживает невидимое человеку равновесие, которое природа выстраивала миллионы лет.
Поголовное истребление
Но не об этом думали охотники, добывая выхухоль в неимоверных количествах. В конце XIX – начале XX веков запасы вида были существенно подорваны, и к 1930-м годам на территории России зверёк был истреблён почти повсеместно. Добычу выхухоли то запрещали, то вновь разрешали, действуя непродуманно и непрофессионально. Итогом промысла с 1940 по 1956 год стала гибель 175858 зверьков (только учтённых официально).
С 1956 года снова ввели запрет на добычу выхухоли, но она почти везде продолжала гибнуть в рыболовных сетях. Трупики либо выбрасывали, либо сбывали шкурки на «чёрном рынке». Учитывая последнее обстоятельство, во Владимирской области в то время организовали сбор шкурок случайно добытых выхухолей – их принимали от рыболовных бригад. Однако, несмотря на запреты, после небольшого подъёма количество зверьков снова стало неуклонно снижаться. В 1985 году их было 39 тысяч, в 2001-м – 28 тысяч, а к 2006 году – около 25 тысяч. Вместе с численностью сокращалась и область распространения вида.
Многие водоёмы, ранее заселённые выхухолями, опустели. Люди постепенно свели обширные водосборные леса, освобождая место под пашни, осушили пойменные угодья, построили дамбы, создали водохранилища – всё вместе это серьезно повлияло на климат и гидрографию Русской равнины. Рукотворные изменения привели к падению уровня грунтовых вод, из-за этого стали пересыхать отдельные водоёмы и малые реки, исчезать лесные родники, усыхать ещё сохранившиеся пойменные леса. Бездумная застройка берегов создала серьёзный фактор беспокойства для выхухолей, а домашние животные (кошки, собаки) стали уничтожать зверьков; водохранилища затопили выхухолевые угодья; выпас скота вблизи водоёмов спровоцировал разрушение нор и гибель их обитателей. Там, где ещё остались немногочисленные зверьки, довершает дело массовый браконьерский лов рыбы ставными сетями и электроудочками.
Территория выхухоли
Для спасения выхухоли специалисты предпринимали экстренные меры. В 1930-е годы была создана сеть специализированных заповедников. Одним из них стал Клязьминский государственный выхухолевый заповедник, организованный в 1935 году. Его учредили на левобережной части поймы, в среднем течении Клязьмы, в междуречье рек Уводи и Тезы. Но создание особо охраняемой природной территории с полным запретом хозяйственной деятельности не встретило понимания ни у местного руководства, ни у населения. Жители не хотели смириться с потерей личных сенокосных угодий, привычных мест для охоты и рыбной ловли. Некоторые, особенно враждебно настроенные против заповедника, даже выдвинули лозунг: «Жать, где только можно, хохлятников!». Местные власти чинили всяческие препятствия в работе заповедника или, в лучшем случае, выказывали полное безразличие к его нуждам. В 1951 году Совет Министров СССР издал постановление о прекращении деятельности на территории СССР большого количества государственных заповедников, среди которых был и Клязьминский выхухолевый.
В 70-е годы численность выхохули опять стала катастрофически сокращаться. Спустя почти тридцать лет после упразднения заповедника, в 1978 году, уже на расширенной территории в Ивановской и Владимирской областях пришлось учредить республиканский боброво-выхухолевый заказник. Из 21000 га 8500 га заказника расположено на территории Владимирской области (Ковровский район), 12500 га – в Ивановской области (территория Савинского и Южского районов).
Сегодня, охраняя выхухоль, не обязательно лишать людей возможности хозяйничать в её владениях. В 1985 году исполнительный комитет Владимирского областного Совета народных депутатов по инициативе АН СССР и «ВНИИ природы» в качестве эксперимента преобразовал Сельцовское охотничье хозяйство, расположенное в Ковровском районе на площади 17 тысяч га, в специализированное выхухолевое. Его основной принцип – сочетание охраны редкого вида (запрещено всё, что может ему повредить) с возможностью охоты на других животных. Активную роль в этом сыграл наш земляк, крупнейший специалист в области охраны и рационального использования животных Геннадий Викторович Хахин, в то время – старший охотовед Владимирской области. В 1967-1970 годах он был первым директором этого хозяйства. Результат положительный: на территории Сельцовского хозяйства сегодня численность выхохули выше, чем в среднем по Владимирской области.
Индикатор чистоты
Русская выхухоль – очевидный и проверенный временем показатель экологического благополучия водоёмов средней полосы и юга Русской равнины. По тому, как живётся выхухоли, можно судить о состоянии угодий, в которых она обитает. Так что же произойдёт, если она исчезнет? Утрата этого вида будет означать, что столь любимая нами среднерусская природа идёт по пути разрушения и деградации.
Русская выхухоль стала выразительным и трагичным символом крайне низкой эффективности современной системы государственного природоохранного управления в России и одновременно заложником этой системы. Ведь все описанные проблемы – следствие плохого природоохранного контроля, непродуманных действий властей и процветающего на этом фоне браконьерства. А эхо нашего вызывающе-пренебрежительного игнорирования законов жизни на планете возвращается к нам эрозиями почв, нехваткой питьевой воды, продуктов питания, неизлечимыми болезнями и множеством иных бед.
Однако благодаря кропотливой работе экологов всё же остается надежда, что обитающий в нашей стране живой реликт древних геологических эпох не исчезнет.
Комментарии