В № 56 от 3 августа в материале «Один день год кормит» «Маяк» рассказывал о высоких результатах полевых работ. Так, к первым числам месяца районными крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в общей сложности было заготовлено 940 тонн сена, что уже на 5% превысило намеченный план. (А сенокос – в самом разгаре!) Основной вклад в этот показатель вносят КФХ, специализирующиеся на заготовке и продаже кормов. Корреспондент «Маяка» вместе с сотрудниками управления сельского хозяйства Вязниковского района – главным агрономом Галиной Хохотва и главным зоотехником Любовью Сидоровой – посетили одно из таких хозяйств, расположенное в посёлке Октябрьском Вязниковского района: ферму Сергея Кирсанова.
Семья фермеров
По дороге на ферму взгляду открываются бескрайние просторы, буквально усеянные аккуратными рулонами сена – результатом работы КФХ Кирсанова нынешним летом. На 2 августа хозяйство скосило и обработало 190 гектаров трав и реализовало 190 тонн сена. Сергей Владимирович встречает нас в поле. Его сын – Сергей Сергеевич – в это время управляет косилкой и методично скашивает траву, ряд за рядом, – до самой деревни, еле заметной на горизонте.
Как рассказали сотрудники управления сельского хозяйства, Сергей научился водить трактор едва ли не с семи лет! И вот сегодня он – серьёзная опора и подмога на ферме.
Вообще, хозяйство С.В. Кирсанова – дело семейное. Основных работников здесь трое – сам глава, его жена и сын.
— Есть у нас и помощник, — говорит Сергей Владимирович. – Местный паренёк на полицейского учится, а сейчас вроде как на каникулах. Он помогает с погрузкой сена. Ещё один паренёк был хороший, на тракториста в колледже учился, а у нас практику проходил, но его сейчас в армию забрали. Жалко, конечно. А людей пьющих на работу мы стараемся не брать – с ними одна головная боль.
Таким небольшим коллективом фермерское хозяйство умудряется обрабатывать свыше 600 гектаров посевных и луговых полей. Своей земли немного – 46 гектаров; остальные поля, по словам Сергея Владимировича, люди дают в безвозмездное пользование.
Как всё начиналось
Сергей Кирсанов – уроженец сельской местности Вязниковского района. Как вспоминает сам фермер, в своё время он хотел поступать в художественное училище, но не прошёл по конкурсу. Деваться было некуда, пошёл учиться в Никологоры. Жил с бабушкой, содержать его было некому — устроился на работу в совхоз «Вязниковский», расположенный в деревне Чудиново. Так и проработал Сергей Владимирович в «Вязниковском» 14 лет, а когда в стране наступили перестроечные времена и началась неразбериха, решил уйти, что называется, в свободное плавание.
— Зарплату тогда я получал 400 рублей, — рассказывает фермер. – По тем временам это были большие деньги, директор – и тот только 300 получал! Правда, приходилось работать с утра до ночи. Когда я решил отделиться, то все надо мной смеялись и спрашивали: «Чего тебе не хватает?». Но я решил попробовать поработать на себя. Сначала было очень тяжело – сварки нет, техники нет, запчастей нет – ничего нет! Кредиты сначала не давали, но к концу 1991 года начали кредитовать. Взял 100 тысяч – это по тем временам были огромные деньги. На них купил всю технику – трактор, косилки, сажалки, копалки, культиватор, грабли… Всё, что мне было необходимо. Приобрёл «КамАЗ» с прицепом, и за счёт этого уже в первый год заработал 31 тысячу рублей.
Почему – сено?
Данное сельскохозяйственное предприятие работает с 1991 года. За эти годы определился рынок сбыта, появились постоянные клиенты, наладилась работа по поставке сена в крупные города — Москву, Нижний Новгород. Много покупателей и во Владимирской области. Сено, заготовленное хозяйством С.В. Кирсанова, сегодня закупают конюшни, цирки и зоопарки. Фермер, соответственно, представляет клиентам необходимую сертификацию и документы, свидетельствующие о том, что в его корме никакой заразы нет.
— За годы работы мы определились и поняли, чем надо заниматься, — рассказывает Сергей Владимирович. – Пробовали сеять зерновые культуры – так у нас земли тяжёлые, неплодородные. Некоторые участки и вовсе расположены на нефтепроводе, и земля там очень бедная. Урожай составлял 6-8 центнеров с гектара – это очень мало. Перешли на травы, и за счёт них выживаем. Сегодня сеем и многолетние, и однолетние травы. В этом году просто не смогли посеяться – у нас на многих полях вода стояла. А другие поля мне жаль было перепахивать и портить – там клевер растёт. С гектара я, плохо или хорошо, но возьму две тонны сена. По пять рублей – это десять тысяч с гектара. Здесь даже зерновые не всегда такой доход дают, так что мне выгоднее травой заниматься.
Для работы по сенозаготовке в КФХ Кирсанова имеются новая косилка, трактор, грабли, два пресса – рулонный и старенький киповый пресс «Киргизстан», который отработал уже четверть века.
— В рулонах мы сена мало продаём, больше в кипах. Населению нужно в кипах, — говорит глава хозяйства. – Проблема в том, что для производства кип задействовано больше людей и требуется больше времени. Зарулонить сено проще – вон сколько их готовых в поле стоит! А кипы надо напрессовать, собрать, загрузить, вывезти – в поле их нельзя оставлять. В этом очень большая сложность. Так что работаем по возможности. Вот, например, сегодня после обеда будем и прессовать, и рулонить, только домой съездим, поедим. Пока будем прессовать эти шесть гектаров, поспеет скошенная утром трава, за неё примемся.
Силосом крестьянское (фермерское) хозяйство не занимается опять-таки из-за нехватки людей и средств. Нужно покупать специальную технику, но это фермеры позволить себе сегодня не могут.
— В этом году погода всех мучает, — делится ещё одной проблемой Сергей Владимирович. – Если бы мы занимались силосом и сенажом, проблем бы не было. Но у нас нет такой техники, и мы на это дело не ориентированы. Сенокос задержался на месяц. Каждый день шли дожди, травы были очень жирные и их нельзя было косить, а сейчас – самое время. Так что начали косить только с середины июля.
Немного живности
Заготовка кормов – основная деятельность КФХ Кирсанова. Дополнительно фермер сажает немного картофеля и содержит молодняк крупного рогатого скота. Приземистое здание коровника сегодня щеголяет новенькой металлической крышей – ещё один успех нынешнего сезона. Здание стояло без ремонта, как сообщил хозяин, 26 лет, и вот наконец-то нашлись и средства, и руки, и время.
Подход к телятам сторожат два крупных пса, залившихся лаем при виде посторонних. Рыжий пёс на ферме живёт давно, а серого Сергей Владимирович пару недель назад подобрал на федеральной трассе. Прежние владельцы собаки, вероятно, думали, что у них вырастет чистопородный кобель, по глупости своей обрезали псу уши (по примеру бойцовых собак), а когда выросла милая, но уже навсегда изуродованная дворняга, просто выбросили её.
На ферму наша делегация проходит без потерь — слегка облаянная, но невредимая. В стойлах стоят упитанные телята, доверчиво тыкающиеся носом в подставленные ладони.
— Покупаем телят и выдерживаем, после чего сдаём на мясо, — рассказывает Сергей Владимирович. – Мясокомбинат, конечно, даёт очень низкую цену. 95-105 рублей за килограмм живого веса – это несерьёзно; это, почитай, бесплатно. За 30 тысяч 300-килограммовую тёлку отдать – это по нашей жизни вообще «за так»! Затраты на содержание животных очень большие, и они себя не оправдывают.
Кредиты и дотации
О планах на будущее Сергей Кирсанов говорит с осторожностью. Желания что-то улучшить и изменить – много, а вот возможность для этого есть не всегда.
— Приобрели бы много чего ещё, но финансово нам помочь никто не может, — говорит фермер. – Банки говорят, чтобы собирали бумаги. Пробовал я это делать, но когда заведомо знаешь, что тебе не дадут кредит, то и собирать бумаги – смысла ноль. Если у тебя на счету нет полмиллиона, а ты просишь 4-5 миллионов, то их тебе не дадут. Банки как бы и не отказывают нам в кредите, и в то же время не дают. А вдруг мы неплатёжеспособны? Но мы ведь не первый год работаем на земле и знаем, что почём! Я больше удивляюсь, когда порой дают гранты людям, ничего не сведущим в сельском хозяйстве.
Впрочем, есть и позитивные моменты. Например, когда четыре года назад государство начало дотировать КФХ.
— Раньше только совхозы дотировали, а нас вообще не считали за хозяйственников, смеялись над нами, — рассказывает Сергей Владимирович. – Сейчас совхозы пропали, и государство стало нам помогать. 19 тысяч – моя первая дотация – пришлась кстати. Это было очень хорошо, тем более что стояла весна и 19 тысяч в это время для фермеров – огромные деньги. На второй год нам дали уже 24 тысячи, а в этом году – 70 тысяч! Это уже хорошее подспорье – мы и отремонтировались, и солярки купили, и семена приобрели, и к севу приготовились, но из-за погоды посеяться не смогли. Думаю, что осенью наверстаем. Хочу взять озимой пшеницы, успею посеять, наверное. Пока же главное для нас – сенокос. В это дело мы в этом году тоже много вложили – более полумиллиона рублей. Нужно оправдывать.
Комментарии