Для нас, пришедших 1 сентября 1958 года в школу №1 им. М. Горького и записанных в 1 «в» класс, такой учительницей стала Надежда Ивановна Курылёва. Мы тогда её все сразу полюбили, и так было все четыре года, которые она нас учила. Была она простая и добрая и любила нас всех одинаково, никого особо не выделяя и стараясь развить способности каждого. Конечно, девочки были и способнее, и прилежнее нас. На «четыре» и «пять» учились Ира Чернышёва, Таня Емельянова, Нина Грибанова, Нина Агафонова; с ними ей приходилось легче, чем с нами, мальчишками. Но и мы тоже старались: к примеру, круглым отличником все четыре года был в классе Гена Хитов. А так, все в основном учились ровно, особо отстающих не было. На второй год Надежда Ивановна из нашего класса никого не оставляла, а если в начале учебного года к нам приходили второгодники, они, благодаря учителю, быстро адаптировались и так до конца и шли с нами.
Покорпеть приходилось всем, например, на уроках чистописания: мы тогда писали ручками с металлическими перьями, периодически макая их в чернильницы-непроливайки, иногда ставя кляксы в тетрадках, промакивая написанные буквы мягкими промокашками. Сколько лет прошло, а всё помнится, как нелегко давалось выписывать буквы со всеми закруглениями и правильными нажимами на уроках чистописания. А от Надежды Ивановны мы слышали, что детям в годы войны приходилось труднее — писали на полях газет, а не в тетрадках. О себе же она ничего не рассказывала.
Позже её внучка, Даша Латышева, написала в школьном реферате, как Надежда Ивановна начала свою трудовую деятельность в сельской Перовской школе ещё перед войной. Как во время войны, уже работая в школе №1, участвовала вместе со своими коллегами в строительстве участка трассы Москва – Горький, проходящей через наш город, ездила на торфоразработки и лесозаготовки, рыла окопы. И, конечно, учила детей читать и писать, причём сама делала для них чернила, разводя печную сажу в тёплой воде. А ещё она с учениками ходила собирать щавель для раненых в госпитале, вместе они отправляли посылки бойцам на фронт. Много ещё чего делалось учениками и их наставниками для того, чтобы приблизить Победу. Надежду Ивановну, как и многих её коллег, наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Но мы этого ничего тогда не знали — просто чувствовали, кроме её доброты, ещё и внутреннюю нравственную силу. Наша общая любовь к Надежде Ивановне на первом году учёбы выразилась 8-го Марта, когда каждый, не сговариваясь, принес ей какой-то подарок. Ими оказался заставлен весь учительский стол. Помню, она попросила нас, двоих дежурных, унести всё в учительскую, где потом другие педагоги удивлялись такому единодушному проявлению детской любви.
Детское сердце не обманешь: мы безошибочно почувствовали доброту учителя, хотя Надежда Ивановна, наверное, и бывала с нами иногда и строга — но всегда справедлива. Конечно, учительница должна научить в первую голову своих учеников читать, писать и считать, но не менее важно дать им правильное отношение к жизни, ко всему окружающему, и здесь главное – личность самого учителя. Но это понимаешь гораздо позже, спустя много лет. Пусть даже из начального звена ученик переходит в среднее и его дальнейшим образованием и воспитанием занимаются учителя-предметники и классные руководители — заряда душевного тепла и любви, которые он получил от первой своей учительницы, ему хватает на долгие годы. Все ученики Надежды Ивановны Курылёвой, нашего «в» класса, стали настоящими людьми, нашли себя в жизни. Юра Ковалёв и Володя Евсеев стали врачами, Андрей Петров и Вася Лавёрычев – военными, Володя Котов и Гена Платонов – инженерами, Лёня Майоров – музыкантом, Володя Кипелкин – лётчиком… Всех не перечислишь. В общем, как в песне: «Плывут морями грозными, летят путями звёздными любимые твои ученики» — Ваши, Надежда Ивановна, ученики. Жаль только, давно нет уже Вас с нами, любимая наша первая учительница.
Жизнь идёт — дело своей мамы продолжает её дочь, учитель начальных классов школы №6 Вера Львовна Латышева. Когда-то она мечтала стать преподавателем иностранных языков, ещё в школе отлично знала немецкий язык. Но нужно было довести до выпуска класс заболевшей Надежды Ивановны, а потом, выполнив свой дочерний долг, Вера Львовна осталась верна этой замечательной профессии, ставшей делом и её жизни. Она лауреат конкурса «Учитель года», опытный специалист, успешно работающий по передовым методикам. Но для меня, пишущего эти строки, главное даже не в этом. Стоило переступить порог её класса, услышать, как она общается со своими учениками, как разговаривает по телефону с их родителями, в сердце тут же ожил образ моей первой учительницы. Нет, ничто не исчезает бесследно, и в этом, наверное, и состоит мудрость жизни.
Комментарии