Сердечно просим жителей деревни Олтушево, местные власти, волонтёров и спонсоров обратить внимание на этот погибающий памятник российской архитектуры!» — восклицает автор. И добавляет: «Не может же такая красота исчезнуть?!».
К сожалению, все мы хорошо знаем, что может. И примером тому служат печальные истории забвения и дальнейшей гибели десятков российских храмов и церквей… Постигнет ли подобная участь эту церковь? Или неожиданно найдётся некто, готовый восстановить памятник архитектуры? Как говорится, покажет время. Сейчас же давайте вспомним уникальные страницы нашей вязниковской истории, о которых этот памятник может нам рассказать…
Небольшие, но интересные исторические сведения о церкви Спаса Преображения мы нашли в общедоступной интернет-энциклопедии Википедии. Вот что она пишет: «В 1 км на восток от деревни Войново существовал Преображенский погост. Первые сведения о церкви в погосте Преображенском находятся в патриарших окладных книгах, в них под 1628 годом отмечена церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в вотчине боярина князя Фёдора Ивановича Мстиславского».
Видимо, здесь речь идёт ещё о деревянной церкви, предшественнице нынешнего каменного строения. И снова обратимся к Википедии.
«В 1815 году на средства вязниковского купца В.Ю. Водовозова и крестьянина Якова Васильева построен был каменный храм. Колокольня при нём перестроена в 1888-89 годах. Престолов в этом храме было три: главный — во имя Преображения Господня, в трапезе теплой — во имя Святого Николая Чудотворца и Живоначальной Троицы. При церкви имелась церковно-приходская школа, учащихся в 1897 году было 26 человек».
Мы же решили, что негоже рассказывать читателям о том, чего сами не видели. И в один погожий сентябрьский денёк редакционная машина отправилась в сторону вышеупомянутой деревеньки Войново. Местечко это мы нашли быстро, а вот с церковью оказалось сложнее… Удивительно, но в отличие от своих «сестёр» и «братьев» (церквей и храмов) церковь Спаса Преображения не видна ни с одной дороги. Хоть и расположена она на высоком и живописном берегу Клязьмы.
Выручили местные жители, показали направление – через лес. Оставив машину, пешком, по узкой и скользкой тропинке мы отправились на поиски. Сначала тропка убежала вниз к реке, потом завела в лес, через ручеек, и скрылась в высоких соснах…
Неожиданно понимаю, что идём мы уже по старому кладбищу. Вокруг покосившиеся металлические кресты, поросшие мхом каменные надгробия, затерявшиеся среди травы и кустов ограды… Но с каждым шагом территория вокруг становится ухоженней и современней, а сквозь молодую поросль деревьев проступают очертания бывших когда-то белокаменными стен. И вот лес словно «разрывает» свои цепкие объятия; расступается, открывая вид на старинный храм… До сих пор величественный.
На этих фотографиях вы видите церковь Спаса Преображения, какой её увидел наш корреспондент.
«Центральный храм выполнен формой двухэтажного четверика с массивным сферическим четырёхскатным куполом с пятью центрическими световыми барабанами, на которых возвышаются луковичные главки из листового железа с коваными крестами ручной работы», — такое описание вязниковской церкви даёт всероссийский портал «2RF».
«Фронт основного объема украшает фронтон на декоративных полуколоннах. С восточного торца устроена небольшая апсида. С западного торца примыкает прямоугольная трапезная. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким металлическим шпилем, заканчивает церковный ансамбль. Наружная отделка представлена пилястрами, рельефными фризами и ступенчатыми венчающими карнизами».
Видимо, в старину церковь окружала каменная ограда, остатки которой ещё виднеются в высокой траве. Старожилы рассказывают, что подъехать к церкви можно было как от реки, так и со стороны соседних деревень Олтушево, Войново и Горемыкино. А место это в народе называли «Спасом», раньше частенько здесь поговаривали: «Иди на Спас» — значит, к церкви. Есть ещё одно неофициальное название этого места — «Попиха». В честь служивших здесь священнослужителей, которые жили не в деревне, а рядом с церковью. Рассказывают, что когда-то возле церкви стояли два дома, где жили поп и дьяк этой церкви. До наших дней строения не сохранились.
Удивительно, но внутри этого полуразрушенного здания чистота. На окнах ещё сохранились кованые решётки. Стёкол нет, но кто-то заботливо закрыл оконные проёмы от попадания внутрь дождя поликарбонатом. Старинный иконостас не сохранился, а вот несколько небольших современных иконок прислонены к стене. Рядом коробки с речным песком, где заметны остатки воска — видимо, от свечей. Значит, несмотря на запустение и разруху, живёт эта церковь своей, неприметной, тихой и скромной жизнью. Значит, есть и у неё своя паства.
На старых деревянных дверях сохранился большой железный замок. Рядом замечаем листок с печатным текстом. Оказывается, рассказывает он об истории этой церкви.
Читаем: «Уничтожен уникальный иконостас, утеряны фрески святой обители, растаскана изразцовая печь. Варвары вытащили даже чугунные полы. Сожжены иконы и книги.
В 1930-40 годы церковь была зернохранилищем, затем пустовала и разрушалась силами природы. В 90-е годы церковь Спаса Преображения была вновь освящена. Действующей не является. Но этот уникальный памятник архитектуры вновь готов принимать верных православию людей и их молитвы. Пока ещё любой пришедший сюда помолиться может полюбоваться остатками былой красоты фресок, прекрасными высокими сводами».
Признаюсь, очень печально мне было видеть прекрасный памятник архитектуры и культуры XIX века в столь плачевном состоянии.
Скорее всего, как объект церковного культа церковь Спаса Преображения в бывшем Преображенском погосте действовала до революции 1917 года. Автор текста предполагает, что в 20-х годах прошлого века она была разграблена (разорена) большевиками. К сожалению, он не даёт ссылки на источники, откуда были взяты эти данные. Нам не удалось их ни подтвердить, ни опровергнуть.
— Мы сюда жить приехали в 1947 году, мне тогда 13 лет было, — рассказывает жительница деревни Войново Валентина Михайловна Петрова. – Церковь уже тогда была разорена, службы не велись, но целёхонькая она стояла. Крыша ещё не обвалилась. Не знаю, как раньше, но при мне церковь всегда была пустая, ничего там не хранили. Помню, напротив церкви дом стоял, там семья священника жила. С его дочкой Евстолией мы с одного года были и вместе в школе учились. Я к ним часто ходила, батюшку никогда не видела; говорили, что его в 1937 году забрали… И вновь приведу слова автора из церковного текста. «Несмотря на полуразрушенный вид, церковь не потеряла своей величественной красоты и по-прежнему прекрасна. Наша задача — сохранить то, что ещё осталось от уникального памятника православию. Приходя сюда, бережно отнеситесь к церкви и ко всему, что здесь есть. Ведь эта церковь часть нашей истории, наш грех и наше покаяние».
Не могу с ним не согласиться. Хотя прекрасно понимаю, что пока всё останется так, как есть. И этот материал в газете вряд ли коренным образом изменит ситуацию. Но радует, что есть ещё на вязниковской земле неравнодушные люди, преданные её истории, восхищённые её красотой и воодушевлённые духовным наследием. Остаётся только надеяться, что однажды придёт сюда и такой человек, кто захочет, и, главное, сможет не только сохранить, но и восстановить угасающее наследие предков. Донести его «живым» до потомков.
Комментарии