16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:15, 26.10.2017

80 лет назад начался большой террор Сталина

/ Краеведение

«Классовая борьба по мере приближения к социализму не затухает, а усиливается». И. Сталин.  Пленум ЦК 9 июля 1928 г.

Эту мысль И. Сталин впервые озвучил на Пленуме ЦК 9 июля 1928 года, целиком посвящённом борьбе с «врагами народа». Из 72 выступавших 52 человека вскоре сами были репрессированы, хотя безоговорочно поддержали линию Сталина. Спустя девять лет, 2 июля 1937 года, было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об антисоветских элементах» №П51/94. Оно было подписано секретарём ЦК И. Сталиным.
Этот документ запустил маховик Большого террора — самой кровавой чистки сталинского режима 1937—1938 годов.
Первым секретарям всех областей, республик и краёв СССР 1 июля 1937 года был направлен один из самых страшных документов в истории: секретный оперативный приказ НКВД №00447. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Он определял в «целевую группу» бывших кулаков, членов антисоветских партий, участников повстанческих, фашистских, шпионских формирований, троцкистов, церковников, а, чтобы уж никого не пропустить, — активные антисоветские элементы. В нём, в частности, говорилось: “Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства”. (Менее чем через два года сам Ежов будет арестован и в начале 1940-го расстрелян по обвинению в той же самой “подлой подрывной работе”).
Этот приказ положил начало событиям, более известным как «ежовщина». Большому террору предшествовали Московские процессы, репрессии в армии, чистка внутри НКВД. Политбюро разрешало проведение различных операций и утверждало приказы для НКВД. Деятельность «троек» регулировалась при помощи лимитов. Приговоры руководящих работников формально выносила Военная коллегия Верховного суда СССР. Члены Политбюро совершали регулярные поездки на места с целью чисток в республиканских и областных партийных организациях. И хотя большинство директив о терроре оформлялись как решения Политбюро, их истинным автором был Сталин. За его подписью на места шли директивы ЦК о проведении арестов и организации судов. В ряде случаев Сталин рассылал телеграммы с личными указаниями. Так, 27 августа 1937 года в ответ на сообщение секретаря Западного обкома партии о ходе суда над «вредителями, орудовавшими в сельском хозяйстве Андреевского района», Сталин телеграфировал: «Советую приговорить вредителей Андреевского района к расстрелу, а о расстреле опубликовать в местной печати».
Если посмотреть на статистику, то в общем числе жертв Большого террора 1937–1938 годов основная масса – крестьяне, священники, дворяне, бывшие зажиточные люди: самые разные слои населения. Доля членов партии не превышает 10%. По оценкам ряда историков, ссылающихся на итоговую справку «О нарушениях законности в период культа», составленную в 1963 году для Президиума ЦК, в 1937—1938 годы за период массовых операций были арестованы 1 372 392 человека, из них расстреляны 681 692. Только в рамках «кулацкой операции» было осуждено тройками около 818 тысяч человек, из них к расстрелу приговорено 436 тысяч. Для сравнения: число жертв якобинского террора во Франции составило около 40 тысяч человек, в период «столыпинской реакции» были расстреляны и повешены примерно 2 200 человек; с 1825-го по 1905 годы в России вынесли 625 смертных приговоров, из которых привели в исполнение 191.
В октябре 1938 года началась подготовка к свёртыванию террора. 8 октября Сталин поручил Ежову, Берии, Вышинскому, Рычкову и Маленкову подготовить проект постановления «о новой установке по вопросу ареста, ведения следствия и прокурорского надзора». Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года положило конец Большому террору. Все внесудебные органы, кроме Особого совещания, были ликвидированы, все массовые операции прекращены. Упрощённый порядок ведения следствия категорически запрещался, на любой арест теперь нужно было получить санкцию прокурора. Итоги прошедшей к этому времени чистки были оценены в целом как положительные. Однако вместе с тем высшее руководство страны признало, что чистка сопровождалась рядом «перегибов»: «…следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещаются черновые записи показаний, не подписанные допрашиваемым и не заверенные следователем протоколы, включаются неподписанные и неутверждённые обвинительные заключения».

Минуло 80 лет с начала Большого террора. В последнее время мы часто слышим: «Зачем об этом говорить вновь, ведь всё уже сказано». О репрессиях говорили Хрущёв, Горбачёв, Ельцин и даже Путин. Сказано, что это было, что это плохо. Принят закон о реабилитации жертв. Установили Соловецкий камень близ Лубянки, скоро в Москве откроют памятник жертвам репрессий. А, с другой стороны, нам говорят, что 1937-1938 годы — это подъём экономики страны. Но не все понимают, что произошёл он как раз за счёт резкого увеличения лагерного населения. В этом смысле Сталин добился многого. Террор дал значительный экономический эффект за счет возрастания роли рабского труда. Это и было основной целью террора — спаять общество железной дисциплиной и страхом, заставить всех усердно трудиться за гроши; делать не то, что выгодно или приятно, а то, что нужно государству. По словам Игоря Бунича, после 1937 года Сталин построил своего рода государство — «шедевр»: «Все находились при деле, и никто не смел пикнуть». Наиболее крупные лагерные комплексы восточной части СССР — Магнитогорск, Норильск, Колымский район, БАМлаг, Амурлаг и другие — получили мощный импульс в своём развитии именно в эти годы.
Но всё это меркнет перед вопросом — какой ценой это было достигнуто?
В двадцатом веке Россию постиг ряд катаклизмов, вызванных Октябрьским переворотом. Гражданская война, унёсшая от 11 до 15 миллионов жизней; от последствий коллективизации и голода (1929 -1932 гг.) погибли 6-7 млн крестьян (в основном кулаков); в годы Большого террора были осуждены по обвинениям политического характера 1 млн 345 тыс. человек. В итоге мы имеем (казнённых и умерщвлённых иными способами) жертв политического террора и репрессий в СССР — 2,6 млн.
За годы репрессий были истреблены как интеллектуалы, так и цвет крестьянства. С тех пор и по настоящее время Россия не может прийти в себя. И то, что современное российское государство хочет замолчать, обойти, забыть эту дату, – это позорное событие.
Спустя столетие Россия снова вернулась к тому, от чего ушла. Достижения, полученные ценой таких человеческих жертв, оказались напрасными, так как подавляющая часть средств производства в России сейчас принадлежит эксплуататорам (1%) — сотне олигархов, нескольким тысячам миллионеров и иностранцам, а остальных 99% российских граждан можно смело записать в новые пролетарии.

30 октября в 11.00 у Благовещенского храма состоится возложение цветов к памятнику жертв политрепрессий.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
16:00, 23.04.2024 0 комментариев
Сибирский размах вязниковских крестьян Бобковых / Краеведение

Вязниковский край дал России немало купеческих династий, которые получили известность в различных уголках великой страны — вплоть до отдаленной Сибири. Среди "вязниковских сибиряков" оказались и купцы Бобковы — выходцы из "экономических" крестьян Вязниковского уезда.


09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


Архив блога