Первые ступени своего музыкального образования Юрий Алексеевич получил в родном Дзержинске. Он мог бы окончить там музыкальное училище с красным дипломом, если бы не предмет «История КПСС» — «наука», абсолютно чуждая музыке. Напомнила она о себе и при поступлении в консерваторию. Его судьба вообще могла бы сложиться по-другому, в перспективе была работа в оркестре Горьковского оперного театра. Но товарищ, тоже музыкант, уже работавший по распределению в Вязниках, пригласил в гости на рыбалку. Приехал Юрий в Вязники и, как поётся в песне о нашем городе, завяз. Поступил в музыкальную школу, стал преподавать в классе духовых и ударных инструментов.
Довольно продолжительный, и, наверное, самый яркий период жизни и творчества Юрия Алексеевича связан с Домом культуры им. 50-летия Октября (ныне ГЦКиО «Спутник»). Здесь он с группой товарищей-музыкантов создал и более 10 лет руководил вокально-инструментальным ансамблем «Ярополч», одним из первых ВИА в нашем городе. Ансамбль был популярен, особенно в молодёжной среде, принимал участие в различных концертных программах, играл на танцевальных вечерах в Летнем парке, первым стал сопровождать театрализованные выступления агитбригад.
Когда коллектив ДК возглавил Юрий Павлович Терский, многим нашлось дело в осуществлении его режиссёрских замыслов. Особенно запомнилась и зрителям, и самодеятельным актёрам его постановка комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». С музыкальным её оформлением блестяще справился Юрий Коледачкин, написавший музыку к спектаклю.
Будучи профессионалом высокого уровня, наш земляк всегда продолжал учиться, самосовершенствоваться — и в 1979 году окончил заочное отделение Кемеровского государственного института культуры по специальности «дирижёр, руководитель духового и джазового оркестра». И все эти годы он активно участвует в развитии духового искусства в нашем городе, являясь музыкантом самодеятельного духового оркестра завода ОСВАР.
Начав музыкальную карьеру в нашем городе с преподавательской деятельности, Юрий Коледачкин не раз к ней возвращался. Так, 23 года он проработал в ЦВР педагогом дополнительного образования. Дети с удовольствием посещали его кружок. «Почему дети бросают занятия музыкой? Трудно? Не без этого, — рассуждает Юрий Алексеевич. — Допустим, он руку не так держит, и что — надо его линейкой по руке бить? Терпение нужно. Важно подсказать, ободрить, пошутить. Дети всё понимают». А работать приходилось нередко и с трудными детьми, и педагог всегда справлялся, умел найти со всеми общий язык. И даже несмотря на то, что старенький инструмент оставлял желать лучшего, он сумел создать в школе-интернате №1 неполный духовой оркестр и выступал с ним перед областной комиссией.
Позже он преподавал в ДШИ им. Л.И. Ошанина, где его учениками были Илья Петров, ныне музыкант муниципального оркестра; живущая сейчас за границей Наталья Пальцева, замечательно игравшая на флейте, но вынужденная пока оставить занятия музыкой. А ещё Виктор Жуков, артист Нижегородского губернского духового оркестра, успевший побывать с ним во многих странах мира, но не забывающий ни своего города, ни давшего ему путь наставника.
Всё это так, но где же тут романтика? Музыкальная и преподавательская деятельность – это долгая, вдумчивая и кропотливая работа, с бесконечными репетициями, уроками, прослушиваниями. А по-другому как достичь гармонии? При этом музыкант большей частью пребывает в привычной стихии звуков, ритмов, музыкальных темпов. Лучшая альтернатива звучащему пространству – тишина, которую можно отыскать разве что на берегах лесной речки. Ещё на 3 курсе музыкального училища под впечатлением рассказа Константина Паустовского «Кордон-203» Юрий с двумя друзьями-однокашниками, трубачом и флейтистом, отправились в Рязанскую область по следам героев книги. Вышли на берег реки Пра и начали сплав на стволе поваленного дерева, а плывущие мимо байдарочники аплодировали смельчакам. Потом шли пешком, преодолевая препятствия, встречаясь с добрыми, сердечными людьми, с благословения которых построили всё-таки плот и сплавились до Касимова – целая вереница приключений.
Дух романтики и авантюризма не выветрился с годами. Живя в Вязниках, Юрий Алексеевич каждое лето десантировался в деревне Перово, переплывал реку на лодке местного жителя дяди Коли. Потом добирался до Ладынного озера, переплывал уже на своей брезентовой лодочке на остров посреди озера, разбивал две палатки (одну для гостей), поднимал «пиратский флаг», который был виден с Перовской горы, и жил дикарём: ловил рыбу, варил уху, смотрел на звёзды, слушал тишину. В пятницу к Робинзону приезжали друзья-музыканты, проводили выходные по его распорядку: подъём, зарядка, водные процедуры. А, в общем, отдыхали — ловили рыбу, купались, загорали, играли в волейбол. Эти золотые дни с удовольствием вспоминает, например, Станислав Анатольевич Власов, руководитель муниципального духового оркестра, а в то время музыкант ВИА «Ярополч».
Были приключения и другого порядка, напрямую связанные с профессией музыканта. Однажды владимирские друзья «сосватали» Юрия поехать с ними в Кокчетавскую филармонию и гастролировать под её эгидой по городам и весям. Сколотили группу из 15 человек, где, как поётся в песенке бродячих артистов, были «певцы и музыканты, акробаты и шуты». Вечно голодные, вечно холодные, отыгравшие один концерт и, едва успев переночевать в захудалой гостинице, едущие за 100 километров на другой – такими вспоминаются музыканту те кокчетавские гастроли. А кого только, по его словам, ни приходилось встречать в гостиницах уже в то время: целителей, экстрасенсов, парапсихологов всех мастей. После одного сезона владимирцы задали себе вопрос: «А где же тут искусство?». Разорвав контракт, погрузили инструменты, благо те были свои, на поезд и вернулись по домам.
Мир стремительно менялся, искусство и отношение к нему тоже. В 80-е годы, по выражению Ю.А. Коледачкина, «сели основательно в ресторане». Другими словами, ВИА под его руководством играл в ресторане «Вязники» для жителей и гостей города, став его визитной карточкой. Большую роль здесь играло как мастерство самих исполнителей, так и высокое качество инструментов, приобретённых музыкантами за свои деньги на столичных рынках с двойной, а то и с тройной переплатой. Зато это был инструмент – коллеги завидовали. С ветром перемен стали появляться кооперативы, и музыканты создали свой – печатали и реализовывали билеты, гастролировали в границах района, составляли финансовые отчёты. «Через всё это нужно было пройти», — говорит Юрий Алексеевич, мысленно оглядываясь назад.
Сейчас вот уже без малого 20 лет Ю.А. Коледачкин работает в штате муниципального коллектива «Вязниковский духовой оркестр», пять лет заведовал его музыкальной частью. А руководитель коллектива С.А. Власов так говорит о коллеге, с которым его связывает давняя творческая и личная дружба: «Юрий Алексеевич активный в жизни человек, многогранная творческая личность. Диксиленд муниципального коллектива с его участием стал более профессиональным, концертные программы значительно разнообразнее. Не говорю уже о том огромном уважении и авторитете, какими он пользуется среди коллег-музыкантов». Что можно добавить к этим словам… Только пожеланий здоровья юбиляру и дальнейших творческих успехов на музыкальном поприще!
Комментарии