В «Википедии» сказано, что это «исторический кинофильм с элементами фэнтези режиссёра Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого о взятии Рязани монголо-татарами в XIII веке и о рязанском воине Евпатии Коловрате, снятый по мотивам сюжета «Повести о разорении Рязани Батыем». Однако поклонников эпичных лент Эйзенштейна ждало разочарование: историчности в кино о Коловрате – кот наплакал, и относиться к нему следует именно как к сказке.
А сказка получилась хорошая – с отважными героями и коварными князьями, несметными ратями врагов и старцем-отшельником… Даже ручной медведь есть. Так что если смотреть наивными детскими глазами, то всё – чин по чину. Однако стоит начать анализировать происходящее на экране, и фильм буквально трещит по швам.
Фигура Коловрата как главного героя выбрана беспроигрышно. Слишком мало фактов о его жизни и деятельности. Можно с определённой долей вероятности сказать только одно: такой исторический персонаж вроде бы был. Эдакий чистый лист, на котором можно рисовать всё, что угодно. Так что же в итоге нарисовали авторы фильма? Ничего! Коловрат в фильме просто никакой. Да, он лихо крутит мечами и из-за приступов амнезии каждое утро начинает жизнь заново, но эти сомнительные качества не раскрывают его как личность. Да и вряд ли больного на голову мужика поставят командовать воинским подразделением – ни в то время, ни в наше.
Второстепенные персонажи на фоне Коловрата смотрятся более выигрышно. Им пока ещё не сопереживаешь, но уже и не ждёшь с нетерпением, когда актёрские муки прервёт свист татаро-монгольской стрелы.
«Золотая орда в прямом смысле должна быть золотой!» — думаю, так решили создатели фильма и от души изваляли лица массовки в золотистой краске. Мало того, что некогда страшных воинов, завоевавших полмира, превратили в стаю напомаженных павлинов, так в придачу и с коней ссадили! А какой степняк без коня?! Почему нельзя было передать достоверный образ войска Батыя – неизвестно.
Неприятный осадок оставило и то, что в «Легенде о Коловрате» через кадр веет вторичностью. Смотришь на тренировку русских дружинников – вспоминаешь спартанцев царя Леонида, видишь осаду Рязани – в подсознании всплывают кадры из китайских фильмов…
Несмотря на нехилую порцию яда, которую я выплеснул в этих строках, посмотреть фильм рекомендую. Хотя бы для того, чтобы порадоваться за отечественный кинематограф, который живёт вопреки всему и делает фильмы так, как хочет делать. Мнение зрителя в этом процессе, как говорится, дело десятое.
Комментарии