16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:03, 05.04.2018

Уроки речи от вязниковской артистки

/ Общество

Встречают, как водится, по одёжке, но порой стоит человеку открыть рот, как от первоначального впечатления не остаётся и следа. Вы когда-нибудь задумывались о том, правильно ли говорите и насколько ваша речь понятна и приятна окружающим?

Наша землячка Ирина Свирина задумалась! Более того, она основала «Школу оратора» во Владимире. А ещё Ирина – ведущий преподаватель театральных дисциплин, диктор радио, организатор Фестивалей ораторского искусства «Владимирский Златоуст» для детей и взрослых… В беседе с корреспондентом «Маяка» она рассказала о себе, работе и дала несколько полезных советов всем, кто стремится говорить правильно.

Степ или речь?

— Добрый день, Ирина. Расскажите немного о себе – где родились, выросли, учились.
— Родилась в деревне Игуменцево Вязниковского района, училась в Лукновской средней школе, которую окончила с серебряной медалью, получила отличный аттестат. Была стипендиатом премии «Надежды земли Владимирской», всегда много выступала, читала стихи. Выигрывала конкурсы чтецов и очень хотела петь. Но стала актрисой. В 2005 году поступила на актёрский курс народного артиста России Николая Анатольевича Горохова в Областной колледж культуры и искусства.
— С серебряной медалью можно было поступить практически в любой вуз…
— Мама говорит, что была против моего выбора. Все хотели, чтобы я выбрала что-нибудь более серьезное и уж точно – институт. Но тогда я была абсолютно поглощена процессом поступления и обучения.
— Как проходила учёба?
— Учеба на курсе мне далась очень трудно, пришлось совершенно перекроить себя, свою внешность, свою речь, тело, манеру поведения, стиль одежды. На занятия по специальности мы ходили на каблуках и в юбках. Там же нам преподавали степ – для развития чувства ритма, координации и формирования красивой походки. Очень хотелось быстрее научиться, так что я тренировалась ежедневно. Однокурсники иногда по-доброму посмеивались надо мной – когда они ужинали, а я шла стучать чечётку, да ещё и без специальной обуви! Мои первые ботинки через месяц были похожи на решето. Но зато теперь степ – часть моей жизни, хотя пришлось выбирать: степ или речь?
— И что же в итоге выбрали?
— Речь, потому что этим мне нравилось заниматься с самого детства. Помню, как учила младшую сестру говорить.
Окончила актёрский курс в 2009 году, затем год стажировалась у своего руководителя Надежды Ивановны Гороховой, от которой получила бесценные знания не только в области сценической речи, но и преподавания, да и жизни тоже.

Трудный класс – бессонные ночи

Когда и как получилось применить новые знания на практике?
— В 2010 году я официально стала преподавателем Владимирского областного колледжа культуры и искусства по сценической речи. Первый год преподавания был, мягко говоря, не очень удачным. Думала, что приду (на тот момент мне был 21 год) и студенты сразу будут радостно всё учить. Но оказалось, что это был первый год, когда в колледж официально стали поступать девятиклассники. Они-то мне и достались. Плюс это были ребята из трудных семей, с проблемами в адаптации, с невысоким уровнем успеваемости… В конце первого года работы я стала понимать, что у меня совсем ничего не получается! Меня попросили сделать публичный доклад на педагогическом совете о моих неудачах, да ещё и про­анализировать их подробно… Короче говоря, вообще кошмар! Но я твёрдо решила, что стану лучшим преподавателем по речи не только в городе, но и в России.
Что Вы сделали?
— Начала активно работать, изучать психологию, педагогику, записывала каждое слово и жест своих преподавателей, создавала свою манеру преподавать… Параллельно очно училась в ВлГУ (бакалавриат и магистратура — с отличием). Работала в том же ВлГУ – руководила танцевальной студией по степу. В это же время стала диктором радио на ВГТРК, устроилась работать преподавателем актёрского мастерства и речи на кафедру менеджмента в институт туризма. Не помню даже, успевала ли я спать! Ну а потом в колледже мне поручили вести ещё и сценическое движение. Мама до сих пор удивляется, когда на её звонок в воскресенье я отвечаю, что на работе.
А еще в 2013 году я пришла во «Владимирскую тренинговую компанию» с предложением о сотрудничестве. И её руководитель предложил создать «Школу оратора», руководителем которой являюсь и по сей день.

Школа оратора

— Ирина, так что же такое «Школа оратора»? Чему в ней учат?
— Проект «Школа оратора» сначала представлял собой только серию тренингов по улучшению речи. Ни о какой школе речь тогда даже и не шла. Но вскоре мы поняли, что эти тренинги не просто популярны, а ОЧЕНЬ популярны! К нам стали приезжать москвичи, ведь у них цены на такие занятия начинаются от 9000 рублей за один час! Нет, Вам не показалось. Именно столько стоят тренинги по ораторскому искусству и улучшению речи.
Как бы то ни было, уже в июне 2013 года было принято решение о создании отдельного направления во «Владимирской тренинговой компании» – «Школы оратора». И уже 2 июля состоялось первое занятие «Базового курса», в котором приняли участие 12 человек! Занятия длились по 4 часа и проходили 2 раза в неделю. А в августе мы выпустили первый счастливый набор в удивительном формате – открыли наши двери для всех зрителей. Мероприятие посетило около 30 человек!
— Каких результатов удалось достичь за время работы Школы?
— С тех пор мы выпустили 14 «Базовых курсов», обучили более 1000 человек, создали уникальную «семиступенчатую модель развития ораторского искусства» и активно обучаем по ней.
Плюс ко всему на основе запросов слушателей «Школы оратора» мы открыли «Детскую школу оратора», в которой обучаем ребятишек в возрасте от 7 до 14 лет включительно. У детишек преподаёт отдельный специалист-тренер, имеющий большой опыт и знающий все особенности работы с детками.

Советы от Ирины СВИРИНОЙ:
— А вы умеете говорить? Ну, конечно, в основном все говорят (не берем сейчас патологии). Но в профессиональном смысле говорить почти никто из нас не умеет. Хотите, проверим?
Попробуйте произнести текст «Фрунзик Мкртчан и Надар Дар Мглоблишвили говорили с Лориэликом Урюрвкосом о реформаториуме». Если у вас получилось с первого раза, то аплодирую вам стоя!
Признак качественной профессиональной речи – умение произносить трудные сочетания.
Но не спешите тренировать скороговорки. Это большая ошибка! Если вы сразу начинаете тренировать скорость произношения, то вы рискуете получить обратный эффект или, в лучшем случае, не получить никакого.
Речь нужно начинать с постановки речевого уклада каждого звука (речевой уклад – это то, как ваш язык и ваши губы работают при произношении звуков). И тренировать нужно не только согласные звуки. От гласных звуков зависит красота произношения. По гласным можно понять, из какой вы местности, каков уровень вашего воспитания и культуры. Гласные звуки вас «продают» с потрохами!
Первый этап – работа со звуками. Добиваемся четкости, внятности, лёгкости, красоты.
Второй этап – переход к сложным сочетаниям звуков, например:
«БОТАТА ВОТАТА ГОТАТА ДОТАТА…»
«ЛМНРУРЬ ЛМНРОРЬ ЛМНРАРЬ…»
«ЧКТРЛУКТУКТУК ЧКТРЛОКТОКТОК…»
И только после того, как вы хорошо произносите звуки и вот такие сочетания, можно переходить к скороговоркам. Но никакой скорости поначалу — только чёткость и внятность! Скорость – это дополнительная нагрузка, она нужна только для усиленных тренировок при абсолютной чёткости.
Удачи вам в развитии профессиональных качеств вашей речи!

автор: Антон Агеев
теги:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:42, 28.03.2024 0 комментариев
Работа с детьми – значимая миссия / Общество

Очередной успех – в сфере работы с подрастающим поколением. Руководитель вязниковского клуба «Патриот» Наталья Проскурина стала лауреатом II степени на традиционном областном конкурсе среди лучших работников в сфере государственной молодёжной политики.


09:21, 28.03.2024 0 комментариев
Важно оградить детей от бед / Общество

Во вторник, 26 марта, состоялось очередное заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Вязниковского района. Это был серьёзный разговор, направленный на поддержку материнства и детства.


09:15, 28.03.2024 0 комментариев
Помочь тем, кому трудно / Общество

Социальные службы Вязниковского района используют различные практики при взаимодействии с «подопечными». В их числе – распространённая технология «Персональный помощник». Прежде всего, она призвана помочь инвалидам с тяжёлыми ограничениями функций опорно-двигательного аппарата. Благодаря помощникам они получают доступ  к медико-социальной реабилитации, санитарно-гигиеническим услугам, поддерживают здоровье, а порой и включаются в общественную жизнь населённых пунктов.


Архив блога