16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:56, 17.05.2018

Свекровь и невестка: полвека душа в душу

/ Общество

О старейшей жительнице Владимирской области, сельчанке из Станков Александре Николаевне Голубевой, «Маяк» писал уже не раз. 22 марта этого года ей исполнилось 103 года. Наверное, на такую протяжённость жизни повлияли сразу несколько факторов. В том числе и то, что женщина-труженица никогда не была одна. Вот уже более полувека рядом с ней находится её невестка, Галина Александровна. Сегодня хотелось бы рассказать и о ней.

В дом, где с 2005 года женщины живут вдвоём, меня привела председатель Совета ветеранов Станковского сельсовета Валентина Александровна Колосова. Семью Голубевых она знает «от и до» — многое вместе пережито, многое пришлось видеть своими глазами. Главная представительница рода, имя которой у всех в селе на слуху, вопреки расхожему мнению о людях столь преклонного возраста, не лежала в кровати, обложившись подушками и укрывшись тёплым одеялом, а, сохраняя осанку на редкость многим молодым, сидела на диване в кухне. Как оказалось, лежачий образ жизни вообще не для неё. Плотно позавтракав утром и в три часа пообедав (в оба приёма пищи обязательно входит первое блюдо), Александра Николаевна занимает место у телевизора — и так до девяти вечера, когда приходит время сна. Вечером пьёт одну воду. Может, конечно, и подвигаться по квартире, постоять у окна и последить за тем, что делает во дворе Галина Александровна. Да и вообще обихаживает себя сама. Удивительные способности для человека, уже не первый год как перевалившего вековой рубеж!
Бывает, что старые люди не слишком-то любят, когда рядом с ними ведутся долгие разговоры, а сами они участия в них не принимают. Но и тут всё оказалось совсем не так! Нашу более чем часовую беседу с Галиной Александровной и Валентиной Александровной баба Шура, как её многие называют, восприняла с удивительным спокойствием. А я за это время узнала новые факты и о ней самой, и o её снохе, с которой они давно как одно целое.

Г. Голубева, А. Голубева и В. Колосова

Галина родилась в 1936 году в деревне Сколепово Станковского сельсовета. Отец работал лесником. Мать вела домашнее хозяйство (в семье было три дочери) и трудилась в совхозе им. Парижской коммуны. Старшая дочь работала медсестрой. На эту стезю спустя годы вышла и Галина — после того, как окончила Вязовскую школу, а затем и школу рабочей молодёжи во Мстёре, одновременно будучи швеёй. Курсы медсестёр были при ЦРБ в Вязниках, а сам процесс учёбы проходил в здании льнотехникума, на месте которого сегодня располагается территория Благовещенского женского монастыря. Все девять человек после курсов были направлены на работу в Вязниковскую детскую больницу на ул. Герцена.
Новое трудоустройство совпало с вступлением в брак. Будущий муж Евгений жил в Плоскове, работал в то время в совхозе на бензовозе и ездил в Сколепово — заправлял трактора и комбайны. Здесь и познакомились. Встречались месяцев семь, а потом решили сыграть свадьбу. На смотрины к будущей свекрови 20-летнюю невесту привёз друг жениха.
— Пришла к ним в дом, — вспоминает Галина Александровна, — а они все сидят за столом и едят окрошку. Из мебели — два стула, лавочки, сундук и старый-престарый самодельный диван. И куча детей вокруг стола — 8 человек.
Перед самой свадьбой хозяева принялись оклеивать переднюю, а невеста привезла приданое — сундук, шифоньер, кровать. А её отец, работавший в то время начальником лесоучастка в Симонцеве, со своим племянником буквально за один день поставили у речки баню. Та раньше вместе с жилыми бараками стояла на 18-м километре дороги Симонцево-Сколепово. Со временем бараки снесли, там никто уже не жил, а баня осталась. Таким образом и перекочевала на новое место в качестве приданого.

Как известно, далеко не всегда две хозяйки уживаются под одной крышей. Но  такое суждение не для Голубевых. Галина Александровна признаётся, что со свекровью они всегда жили очень хорошо. Домашний труд делили между собой. Без него Александра Николаевна не могла жить и на десятом десятке. А ведь, по словам Валентины Колосовой, такой тяжёлой жизни, как у неё, не было ни у кого во всём Станковском сельсовете.

На свадьбе, кроме родни, гуляла вся деревня. Но потом наступили будни, и надо было обустраивать быт. Начали с постройки печки. А довольно скоро новой семье дали квартиру в Станках, в деревянном доме на две семьи. Свекровь согласилась на переезд не сразу — поддерживала в жилом состоянии дом, тем более что туда любили приезжать остальные дети с семьями. Когда же наконец переехала, то бегала в Плосково года четыре — кормить двух котов (возможно, ради свое­образной зарядки). Пока Галина утром спит, а Евгений уже трудится на ферме, встанет — и напрямую где-то с километр через лес. Сделав дело, вернётся — и снова под одеяло. Галина к восьми утра на работу начинает собираться, а свекровь — в постели, как будто её и не покидала…
В детской больнице Галина отработала 9 лет. Медсёстры в то время чередовали дневную смену с ночной. После дневной на последний автобус Галина не успевала — приходилось возвращаться в Станки пешком. Жить стало легче, когда в селе открылся детский сад и появилась возможность работать там медсестрой-воспитателем. А когда был пущен в строй новый детсад, Галина стала там старшей медсестрой. Станковский стаж составил четверть века. Доработать два года до пенсии помешало то, что, как известно, в канун 90-х начались сокращения многих рабочих мест.
Муж Евгений, хотя и не имел инженерного образования и числился слесарем, многих технарей мог заткнуть за пояс. В совхозе был просто незаменимым работником, и даже в «Сельхозтехнику» его приглашали на подмогу — для какой-нибудь наладки. Но вот здоровья своего он не берёг: сахарный диабет не считал серьёзной болезнью; получил гангрену, но привычку курить не бросил и лишился ноги. Так и ушёл из жизни в 2005-м, в год своего 60-летия…
Но на этом беды не кончились. Через год подвыпившая соседка допустила на своей половине загорание. Пожар едва не уничтожил весь дом. Пока дети и внуки помогали с ремонтными работами, Галина Александровна и Александра Николаевна переехали снова в Плосково — в дом, где, можно сказать, не было ни окон, ни дверей. Окна заткнули подушками — так и перезимовали. Помогло то, что в доме был запас дров. В послевоенное время, в 1950-х годах, у каждого жителя в лесу был свой небольшой участок, который людям выделялся вполне официально. На зиму, например, нужно было спилить 5 берёз и самостоятельно вывезти, не оставив ни одного сучка. Потом эту халяву отменили.
Как известно, далеко не всегда две хозяйки уживаются под одной крышей. Но такое суждение не для Голубевых. Галина Александровна признаётся, что со свекровью они всегда жили очень хорошо. Домашний труд делили между собой. Без него Александра Николаевна не могла жить и на десятом десятке. А ведь, по словам Валентины Колосовой, такой тяжёлой жизни, как у неё, не было ни у кого во всём Станковском сельсовете: муж вернулся с войны с контузией и ушёл из жизни ещё в 1950-х, когда пятеро из восьмерых детей только подрастали. Все хорошо учились, а впоследствии трое сыновей стали военными и дослужились до высоких званий, ещё один стал инженером. В совхозе она трудилась буквально на всех фронтах — и на овчарне, и на уборке урожая, и на сенокосе, и на кормокухне (готовила телятам варево). Можно было бы и отдохнуть в преклонные годы. Но нет — почти до 100 лет она копала гряды, расчищала улицу после снегопада… Наверное, в этом и есть один из секретов её долголетия.

Сегодня Галине Александровне при необходимости помогают её старший сын Вадим и его жена Надежда — приезжают из Вязников. Второй сын, Алексей, живёт в Перми, работает на заводе. В своё время переехал на Урал по приглашению дяди. Приезжают в Станки и другие дети бабы Шуры (правда, троих сыновей из шестерых уже нет в живых). Все «страдают» по Плоскову — не могут забыть родной дом и то, как собирались там все, когда были помоложе… Всего же у станковской долгожительницы 12 внуков, 16 правнуков и 7 праправнуков. И это ведь не предел!
«Посмотрите, какие у неё руки, — сказала мне под конец разговора Валентина Александровна. — Руки труженицы». И тут Александра Николаевна впервые подала голос. «Высохли», — сказала она. И я поняла, что она не просто сидела возле меня, думая о чём-то своём, а следила за нитью разговора. А руки… Даже если и высохли, всё равно остались золотыми!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:16, 26.12.2024 0 комментариев
В школы поступит оборудование / Общество

Школы Вязниковского района получат новые возможности для осуществления образовательного и воспитательного процессов. В следующем году в местных общеобразовательных организациях дополнительным оборудованием будут оснащены основные предметные кабинеты. Главная задача – дать педагогам и их воспитанникам «бонусные» возможности.


09:07, 26.12.2024 0 комментариев
Новые квартиры – для детей-сирот / Общество

Государство системно поддерживает детей-сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей. В Вязниковском районе эта работа носит постоянный характер. Муниципалитет регулярно покупает для земляков жильё.


Архив блога