Юрий Александрович Васищев — почётный гражданин города Вязники — человек у нас известный и уважаемый. Более 20 лет он возглавляет Вязниковскую ассоциацию жертв политических репрессий, созданную при его непосредственном участии. Была проделана огромная работа по возвращению доброго имени многим нашим землякам, пострадавшим в годы массовых политических репрессий, пик которых пришелся на конец тридцатых годов. Именно тогда, в ноябре 1937 года, был арестован отец Ю.А. Васищева. Прибывшего с Дальнего Востока на новое место назначения в Йошкар-Олу кадрового офицера Александра Михайловича Васищева объявили японским шпионом и сослали в архангельские лагеря. Он так и не увидел сына, который родился 13 июня 1938 года. Отца расстреляли в 1942 году, обвинив в создании повстанческой организации, имевшей целью свержение советской власти. Он мог сражаться на фронте, но его постигла участь многих грамотных, умных, опытных военачальников, уничтоженных чудовищной системой ГУЛАГа накануне и во время войны, победа в которой далась нам ценой неисчислимых жертв.
В школе печать сына врага народа, по словам Юрия Александровича, не сильно ощущалась, многие тогда пострадали. В их классе таких было четверо. У одного же из однокашников отец служил в НКВД, но дружили все, различий не делали. Правда, в комсомол Юрия приняли не сразу. Когда он сам рассказал секретарю про отца, тот, выкинув руку вперёд, пальцем указал на дверь: «Вон!». Во время второй попытки он, по совету друзей, про отца умолчал, а его и не спросили, да и секретарь был другой. В комсомол его приняли, а это уже была путёвка в жизнь, по крайней мере он осуществил свою мечту — стать, как и отец, военным. После школы он поступил в Рязанское военное автотранспортное училище и окончил его с красным дипломом.
Первым местом его службы стал Ленинградский военный округ, Карельский перешеек. До сих пор без ностальгического восторга он не может говорить о тех краях, где, как в песне: «Остроконечных елей вершины над голубыми глазами озёр». Вместе с ним эти воспоминания разделяет и его супруга Людмила Юрьевна. Они познакомились ещё в Рязани, когда он был курсантом училища, а она – студенткой пединститута. Потом поженились и вот уже 55 лет вместе. За годы службы Юрий Александрович исколесил страну вдоль и поперёк, и везде супруга была с ним рядом: и когда служил в группе советских войск в Германии, и когда его направили в числе военных специалистов в Сомали. Там они уже были втроём, вместе с дочкой Светланой. Много интересных, с африканским колоритом, воспоминаний осталось у супругов о жизни в Бари. С похвалой говорит Юрий Александрович о сомалийцах, со старанием, быстро и толково осваивавших военную технику.
Заканчивал военную службу Ю.А. Васищев в Вязниках в должности заместителя командира химчасти. Выйдя на пенсию, возглавлял службу безопасности движения в ПАТП; от военкомата курировал начальную военную подготовку в школах города и района; а потом с головой ушёл в дело, которое стало одним из главных в его жизни, – решил помогать людям, чьи родственники пострадали во время репрессий. А началось с того, что Юрий Александрович стал выяснять все подробности гибели отца в лагере. В справке о его реабилитации, помеченной 1956 годом, сказано, что он умер от туберкулёза лёгких. Такое по указке свыше практиковалось лагерным начальством, когда смертями от болезней прикрывались расстрельные приговоры.
В 1991 году с принятием закона о реабилитации в стране началось движение по восстановлению прав репрессированных. Ю.А. Васищев лично знал многих вязниковцев, чьи родственники, а нередко и они сами, пострадали в те страшные годы. Это и Вера Ильинична Юрасова, и супруги Аносовы — Мила Альдовна и Лев Иванович, и Нина Фёдоровна Сабашникова, и Юрий Александрович Данилов — сын первого секретаря Вязниковского райкома ВКП(б), расстрелянного в 1937 году, и Виктория Гавриловна Рубцова, и Донат Андреевич Обидин. Большую поддержку начинанию оказал и протоиерей Владимир Иванович Соловьёв. Все эти люди высокой нравственности, глубоко порядочные и общественно значимые. Была создана инициативная группа, и на собрание в библиотеку ДК «Спутник» пришло около 60 человек. После этого была организована Вязниковская ассоциация жертв политических репрессий.
Началась долгая и кропотливая работа по признанию детей репрессированных также пострадавшими от массовых репрессий. Были отправлены десятки заявок в прокуратуру, по которым выдавались справки. Если в такой справке значилось, что человек реабилитирован и дело в отношении него прекращено за отсутствием состава преступления, то его дети признавались пострадавшими и получали удостоверение на льготы.
— Когда мы создавали ассоциацию, — говорит Юрий Александрович, — то поставили перед собой цель оказывать помощь, как в решении вопросов реабилитации, так и в увековечивании памяти невинных жертв массовых репрессий. В 1998 году мы издали книгу, в которую вошли все собранные на тот момент данные о жителях города и района, пострадавших в годы репрессий. Год спустя мы установили памятник, который впоследствии был реконструирован в «Мемориал скорби». Весомую финансовую помощь при его создании оказала гражданка Италии Людмила Чеккини — внучка Сергея Ивановича Сенькова, — чей сын Максимилиан, полковник Красной Армии, был репрессирован в 1939 году и погиб в амурских лагерях.
Вязниковский опыт высоко оценили в области и попросили Ю.А. Васищева оказать помощь в создании подобных организаций в Гусь-Хрустальном, Покрове, Собинке, Кольчугине и Александрове, что и было сделано. Помогли даже кирпичом на строительство часовенки в одном из городов.
Работая с архивами, изучая различные документы, Юрий Александрович невольно погружался в историю, которая была, казалось, рядом. «И всё так близко и так далёко, что, стоя рядом, достичь нельзя», — вспоминается строчка Александра Блока. В краеведы, как в рыцари, его посвятил Д.А. Обидин, пригласив на заседание местного клуба любителей истории родного края. Сначала Ю.А. Васищев взял узкоспециальную тему о репрессированных священниках Вязников и Вязниковского района, потом провел целое краеведческое расследование по поводу судьбы двух храмов в Серапионовой пустыни и был весьма убедителен в дискуссии с Д.А. Обидиным.
Уже как состоявшийся краевед Ю.А. Васищев не пасует перед авторитетами, у него своя гипотеза относительно основания древнего Ярополча. А дальше — больше, и вот уже он чертит карту и анализирует тактику ордынцев и просчеты русских князей, приведшие к поражению на реке Сити.
— Краеведение засасывает, — говорит он, смущённо улыбаясь, — но сейчас с помощью интернета можно найти любую информацию, а это здорово облегчает задачу и сокращает время на её решение.
В этом году, 13 июня, Юрий Александрович Васищев отметил своё 80-летие, с чем от души хочется его поздравить. И ещё одну дату, как было сказано выше, они уже отметили с супругой – 55-летие совместной жизни. Это удивительно гармоничная пара, они всегда вместе, как бы дополняя и помогая друг другу во всём. Глядя на супругов Васищевых, ни секунды не сомневаешься, что они были счастливы всю жизнь, куда бы их ни бросала судьба. Счастливы они и сейчас, друг с другом. А ещё у них есть любящая дочь, которая живет и работает в Москве. Внук тоже уже стал взрослым и самостоятельным, нашел свою тропку в жизни, носит имя, как и отец деда – Александр. Имя это означает – «победитель», а побеждает всегда тот, кто воюет на стороне правды. Ведь даже не справка о реабилитации подтвердила правоту незаконно осужденного по ложному обвинению командира Красной Армии Александра Васищева, а достойная жизнь его сына, внучки, правнука. Этим он победил своих палачей, а с ним победила правда.
Сергей АПОСТОЛОВ.
Комментарии