Хорошо это или плохо, но времена, когда граждане могли купаться, где и как им заблагорассудится, прошли. Ограничения, вызывающие возмущение у отдыхающих, обусловлены исключительно вопросами безопасности. Вроде бы все знают и понимают, что купаться стоит в специально отведённых и оборудованных для этого местах; перед заплывом не следует употреблять алкоголь, а малолетних детей ни на минуту нельзя оставлять без присмотра… Однако каждый год на водоёмах страны гибнут люди.
Подгорное озеро
Рост температуры прямо пропорционален количеству происшествий на воде. Стремясь спастись от жары, люди ныряют в любое озеро или речушку, невзирая на запрещающие знаки. Самые «хитроумные» ещё и срывают информационные таблички и сбивают указатели «Купание запрещено». Дескать, и знака никакого не было, и о запрете мы ничего не знали. Вот только эта «хитрость» нередко выходит боком. Знак поставлен не просто так, и что купальщиков ждёт в водах «запрещённого» пруда (водоворот; скрытая коряга; дно, усыпанное битым стеклом; кишечная зараза…) – одному богу известно.
Впрочем, на дороге, проходящей возле озера Подгорного (Петрино, город Вязники), запрещающая табличка висит. Однако она не останавливает желающих охладиться в вязниковских водах. На берегу Подгорного хватает отдыхающих всех возрастов, а в воде плещется десяток ребятишек.
— Вы знаете, что здесь купаться запрещено? – спрашивает отдыхающую на берегу супружескую пару заместитель заведующего отделом городского хозяйства администрации Вязниковского района Александр Голубев.
— А где же нам ещё купаться? Мы не первый год здесь отдыхаем, — отвечает мужчина.
— В Вязниках около спасательной станции есть специально оборудованный пляж. Там дежурят спасатели, которые, случись что, придут на помощь.
Ребятишек также вежливо просят выйти на берег. По словам одного из мальчуганов, купаться на Подгорном им разрешают родители. Главное, чтобы в Клязьму не лезли. Если у родных мамы и папы не болит душа за собственное чадо, то у кого, скажите, она должна болеть?
После разъяснительной беседы участники рейда раздают отдыхающим памятки с правилами поведения на водных объектах.
Где можно плавать
Администрациями МО Вязниковского района определены семь мест для организации отдыха людей на водных объектах – по одному в каждом муниципальном образовании. В частности, это затон реки Клязьмы (в 150 метрах левее спасательной станции города Вязники); река Мстёрка (в районе ул. 2-й Набережной посёлка Мстёра); река Тара (в районе деревни Охлопково); плотины Зеленино, Бахтоловская, Старыгинская и плотина на северной окраине поселка Стёпанцево.
Оборудование одного пляжа стоит недёшево и целиком ложится на местный бюджет. Необходимо провести анализы воды и почвы; пригласить аквалангистов для обследования и очистки дна водоёма; установить навесы, лавочки, кабинки для переодевания, информационные щиты… Это десятки и сотни тысяч рублей. Разумеется, стопроцентной безопасности не обеспечит никто и никогда, но принимаемые меры позволяют снизить количество происшествий.
Например, силы и средства спасательной станции города Вязники включают 9 человек личного состава, 1 автомобиль, 1 автомобильный прицеп, 2 гребных лодки, 1 моторную лодку, 1 катер, 2 комплекта водолазного оборудования, 5 спасательных кругов, 5 спасательных жилетов, 2 спасательных доски, 1 спасательную лестницу и 2 спасательных конца Александрова. Силы и средства муниципальных спасательных постов насчитывают 14 человек личного состава, 6 гребных лодок, 1 моторную лодку, 7 спасательных кругов, 14 спасательных жилетов, 7 электромегафонов, 7 мобильных телефонов, 7 спасательных концов Александрова, 7 медицинских аптечек.
— В будние дни обычно всё проходит спокойно. Тонут преимущественно по выходным, праздникам, а также в вечернее время суток, — говорит исполняющий обязанности начальника управления ГО и ЧС Александр Щапов. – Причём большинство утонувших находились в состоянии алкогольного опьянения.
Самое страшное – гибель детей. В прошлом году «Маяк» писал о трагедии, произошедшей на Клязьме неподалеку от Подгорного. Тогда тонули два мальчика. Одного из них спасла вязниковка Наталья Мальцева, самоотверженно бросившись в воду. Второй – утонул.
И вот сегодня на песчаной клязьминской косе (буквально на месте гибели мальчика) отдыхает семья с тремя детьми. Все дружно лезут в воду, вероятно, не зная ни о разыгравшейся здесь трагедии, ни о том, что купаться на данном участке Клязьмы запрещено.
— Никаких знаков мы не видели – плохо повесили! — волнуется женщина, пытаясь вступить в спор с представителями власти.
Глава семьи оказался более благоразумным и свою неправоту признал.
— Протокол выписывать будете? Давайте покончим с этим поскорее, — говорит мужчина и сообщает свои персональные данные.
Пока Александр Голубев и главный специалист отдела городского хозяйства администрации Вязниковского района Ольга Борисова оформляют протокол об административном правонарушении, остальные участники рейда направляются к отдыхающей в сторонке пенсионерке с внучатами. Один мальчик в спасательном жилете как раз ныряет в реку.
— Молодой человек, выходим из воды! – командует участковый уполномоченный полиции Павел.
— Где же нам ещё плавать? – узнав, в чём дело, вопрошает пенсионерка. – Условий нет! Помню, раньше по Клязьме и веранды ходили, и людей на берегах было видимо-невидимо…
Хулиганы на природе
Похоже, там требуется помощь, — неожиданно говорит инженер по подготовке кадров курсов ГО МКУ Вязниковского района «УГО и ЧС» Оксана Васильева, указывая на Александра Голубева и Ольгу Борисову.
К берегу причалила лодка, и было видно, как экипаж судна оживлённо жестикулирует, разговаривая с сотрудниками администрации. Слабый ветерок доносил отдельные слова, по большей части нецензурные. Однако, заметив приближающуюся подмогу, в том числе одетого по форме Павла, лодочники сочли за лучшее ретироваться. Увидев нацеленный на них фотообъектив, хулиганы разразились очередной порцией ругательств, но лодка продолжала уносить их вдаль…
— Вы уж не отходите от нас далеко, — просит Ольга Борисова. – Они ведь нам даже угрожали…
На озёрах в Комзяках людей оказалось немного. В зелёной воде никто не барахтался, хотя на берегу загорали несколько человек. Группа пацанов на мопедах при виде полицейского поспешила уехать. Наверное, во избежание проверки документов и вопросов, вроде: «Где шлем?».
С теми, кто остался, также были проведены разъяснительные беседы по правилам безопасности на водных объектах и вручены листовки-памятки. В завершение визита в Комзяки Павел залезает на берёзу и прикрепляет знак «Купание запрещено». Причём повыше, чтобы снова не сорвали.
Отмечу, что подобные рейды – не единичны. Только в этом сезоне была проведена масса профилактических мероприятий – 787 патрулирований водных объектов;147 сельских сходов с населением; 908 профилактических бесед с гражданами, из них 84 – в дошкольных учреждениях, 63 – в общеобразовательных учреждениях, 34 – в детских оздоровительных лагерях. Также сотрудники районной администрации и МКУ Вязниковского района «УГО и ЧС» распространили тысячи листовок и памяток и неоднократно выступали в СМИ. Хочется верить, что этот труд не был напрасным, и хотя бы один вязниковец внял голосу разума…
И ещё. После рейда по водоёмам осталось одно очень неприятное ощущение. Везде – на Подгорном, водокачке, Клязьме – мусор. В чёрных пятнах кострищ лежат одноразовые мангалы, бутылки, ведёрки из-под шашлыков, алюминиевые банки… Следы протекторов говорят, что любители пикников приезжали на машинах. Что, сложно увезти за собой свой же собственный мусор?
Комментарии