На восточном фронте
Букет цветов и персональные поздравления от губернатора Владимирской области Владимира Сипягина, депутата Госдумы Игоря Игошина и партии «Единая Россия» вручили вязниковцу Виктору Александровичу Рассказову, который в 1945 году (уже после Дня Победы) освобождал от японских фашистов Маньчжурию.
— В армию меня забрали в январе 1943 года, — предался воспоминаниям ветеран. – Хотел быть лётчиком (в ту пору гремели имена Чкалова и Громова), да и в Вязниках аэроклуб был. Направили в лётное училище в Иркутск, но там меня подвёл вестибулярный аппарат. Всё прошёл, но когда покрутили на центрифуге… Словом, в лётное училище не взяли, и попал я в пехоту. Окончил училище, мне присвоили звание младшего сержанта и отправили на границу с оккупированной Маньчжурией.
На протяжении всей войны Гитлер требовал от японцев открыть второй фронт, чтобы оттянуть часть советских дивизий с запада. Но Берлин пал, и Красная Армия смогла разобраться с приспешниками нацистов.
— Когда объявили о начале войны с Японией, мы форсировали реку Аргунь и с боями освобождали города, — рассказал вязниковец. — Они были густонаселёнными, но названия их не запоминались.
Виктор Александрович очень скромно говорит, что в сражениях особо не отличился. Однако медаль «За боевые заслуги» на груди ветерана свидетельствует об обратном. Как и награды «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией».
Борьба за
человеческие жизни
В гостях у Антонины Васильевны Антоновой мы уже не в первый раз. Подробно о боевом пути этой удивительной женщины «Маяк» писал в материале «Солдат медицинского фронта». И было очень приятно видеть её вновь — ничуть не изменившейся и в добром расположении духа.
Визит для ветерана стал неожиданностью – только прикорнула. Однако Антонина Васильевна споро переоделась и причесалась. Игорь Зинин полушутя заметил, что вот бы и современной молодёжи научиться так оперативно собираться!
— Молодёжь учится на ваших примерах, — уверен глава райадминистрации. — Мы понимаем, что такой страшной войны больше нельзя допустить. Нам нужно поддерживать все начинания президента по сохранению мира.
Когда началась Великая Отечественная война, Антонине Васильевне было всего 17 лет. Девушка окончила медицинское училище и работала в больнице в Вязниках – лечила солдат, прибывавших с фронта. «Все окошки в городских домах были закрыты, фашистские самолёты летали на Нижний Новгород, — рассказывала в наш прошлый визит Антонина Васильевна. – Мы все страшно переживали, копали здесь окопы. Огня ни у кого не было, ночью – чернота. Прошло немного времени, а больные всё продолжали поступать. Только эвакуируем одних, а привозят ещё больше! Освободили текстильный техникум, ходили по всем общежитиям, чтобы собрать постельное бельё и хоть как-то пристроить больных. Текстильный техникум был просто битком набит ранеными, в нём я проработала до 1942 года».
А потом были служба в военном госпитале, разрушенная в ходе упорных боёв Калуга и освобождённая западная Украина… Такое чувство, что краски минувшего лихолетья так и не потускнели, и на глазах женщины то и дело наворачиваются слёзы…
После войны Антонина Васильевна продолжала бороться за жизни и здоровье людей, работая в вязниковской больнице. Она награждена медалью «За оборону Москвы» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
От Вязников
до Бромберга
Приходу гостей Клавдия Степановна Хохульникова была несказанно рада. Ветеран войны принимала цветы, подарки и поздравления, крепко пожимала руки и, в свою очередь, благодарила за оказанное внимание.
— Уверен, что тот подвиг, который совершил советский народ, победив в самой кровопролитной в истории человечества войне, никогда не изгладится из памяти благодарных потомков, — сказал Александр Лазарев. – Мы в неоплатном долгу перед вами, дорогие ветераны!
Клавдия Степановна всю войну выхаживала раненых бойцов. Военный госпиталь, в составе которого числилась вязниковка, двигался вслед за линией фронта.
— Когда началась война, мы в Вязниках жили, — рассказала ветеран. – Папу забрали на фронт, и в нашей семье остались шестеро детей. Я была самая старшая. Нас сначала посылали окопы копать в Лихой Пожне. А потом как-то так получилось, что записалась в добровольцы.
Женщина работала санитаркой. Вспоминает, как ухаживала за поступающими в город ранеными – принимала, обрабатывала, раздевала и мыла, словно малых детей, — какие уж тут стеснения!
Первый натиск немцев был страшен, но страна выстояла. Фронт начал отодвигаться от Москвы, и вязниковский медперсонал, в том числе и Клавдию Степановну, забрали ближе к передовой.
Горя пришлось хлебнуть изрядно. Жили в суровых условиях, но не жаловались, — до себя ли было?!
— Пришлось кочевать до самого Бромберга – это недалеко от Берлина, — вспоминала героиня. – Тут уж мы долго стояли. Рядом шли ожесточённые бои, и мы принимали раненых и больных… Сколько же было и радости, и слёз, когда война кончилась! Ну а из Бромберга нас домой отправили…
…Редеют полки ветеранов, приближавших День Победы, бивших фашистов на всех фронтах священной войны, возвращавших в строй раненых бойцов, дошедших до Берлина… Сложно даже представить 9 Мая без седых голов и орденов – во всю грудь. И пока этот час не настал, пока живы участники тех кровопролитных событий, никто не сможет усомниться в героизме советского народа. И переписать историю Отечества.
Антон АГЕЕВ.
Комментарии