На подножке до Москвы
— В нашей семье вместе со мной было восемь детей, — вспоминал ранние годы Виктор Муханов. – В войну жили голодно, по полям ходили, чёрную картошку собирали. Почему всё наше поколение такого небольшого роста? Потому что питались плохо, в основном на траве дети войны выросли. Потом нанимались в подпаски. Данилково, Пески, Слободищи, Ромашево — мы работали в тех местах.
В Нововязниках наш герой окончил семь классов, после чего отправился в столицу поступать в военное училище.
— На подножку поезда с друзьями сел, трое нас было, и без билета до Москвы добрался, — рассказал Виктор Сергеевич. – Мать в дорогу собрала, сухарь с собой дала за пазуху. Так, с пересадками – в Коврове останавливались – и добрались.
Однако в военном училище вязниковским ребятам объяснили, что для поступления необходимо окончить десять классов школы. Куда тут деваться? Пришлось отважным путешественникам возвращаться домой, несолоно хлебавши. Хорошо хоть назад ехали с комфортом, а преподаватели училища в дорогу ещё и снабдили продуктами, которыми курсантов кормили, — пшёнкой и хлебом.
— Когда вернулись, то сначала не знали, что делать. Из школы-то мы ушли, — сказал Виктор Муханов. – К тому времени в Нововязниках при клубе открылась ШРМ (школа рабочей молодёжи). Поступил туда, а заодно и на фабрику устроился работать гребенщиком. Три года отучился, окончил десятилетку, пошёл в ДОСААФ.
Вертолётов на вязниковском аэродроме тогда не было. По словам нашего собеседника, там стояли самолёты Як, штурмовики Ил, Ла-5, Ла-7, Ла-9, «Дуглас». Виктор Сергеевич поступил в парашютную школу, усердно занимался и совершил три прыжка. А 19 ноября 1953 года его призвали в армию, и отправили в лётное училище, так как с небом Виктор Муханов был знаком не понаслышке.
Попал он в Башкирию, отучился год, после чего отправили на Дальний Восток, на Курилы. Туда в «телятниках» везли весь личный состав авиаполка. Штаб армии находился в Благовещенске, из которого молодых авиаторов распределяли по местам прохождения службы.
Противостояние в небе
— Тогда Южная Корея и Северная воевали, — рассказал Виктор Сергеевич, — Мы помогали Северной, а Южной – американцы. Словом, спросили меня о желании отправиться на войну, я согласился.
Да и как было отказаться, ведь высший командный состав авиаполка – живой пример героизма, сплошь участники Великой Отечественной войны.
— У нас были поршневые самолёты, — вспоминал Виктор Муханов. — Они замечательные, но у противника уже появились реактивные, которые лупили наших ракетами. И полк нёс потери. Всё изменилось, когда к нам на вооружение поступили первые Миг-15. Как начали мы глушить врага, так он запросил мира. Когда мы вылет совершали, американцы прятались. Наши летуны не боялись в бой идти. Даже если снаряды кончались, то брали противника на прицел и шли в атаку. Американцы показывали хвостовое оперение и улепётывали.
В Корее лейтенант Муханов служил бортмехаником на фронтовом бомбардировщике Ил-28.
— Экипаж состоял из пяти человек, — сообщил Виктор Сергеевич. – Впереди – штурман и пилот, сзади – стрелок и радист. Самолёт 10 тонн ракет поднимал, и мы совершали частые вылеты, снабжали один из наших полков. Как-то раз мы разгрузились, назад полетели, но нас догнали американцы. Сшибли нас, мы в лес падали…
Советский самолёт перехватили в воздухе. Машины у противника были, по словам нашего героя, хорошие, только «летуны» — трусы. Впрочем, советская техника была не хуже, а наши спаренные пушки Н-37 выворачивали в американских бортах дыры метрового диаметра. Стрелки старались попасть в звёздно-полосатый флаг, нарисованный на борту самолёта. Раз – и флага нет! Но в тот день раз воинская удача улыбнулась врагу.
— Приземлились мы жёстко, брюхом по макушкам деревьев прошлись, — вспоминал Виктор Муханов. – От удара трое – штурман, лётчик и стрелок – погибли, а я и левый лётчик выжили. Лицо повредил, зубов лишился. Поисковые команды у нас были отличные – не бросили, отыскали. Очнулся уже в Благовещенске, в военном госпитале.
Город юности и славы
После ранения Виктора Муханова списали. Из армии он уволился в звании майора, в должности бортинженера.
— В военном билете записано, что инженер вертолётов и самолётов, а вертолётов-то я не знаю – это ошибка, — улыбнулся Виктор Сергеевич.
В Вязники возвращаться не хотелось, молодость брала своё и звала на новые свершения. Наш земляк приехал в Москву и сам не заметил, как вдохновился всеобщим призывом принять участие в грандиозных стройках Родины. И отправился в Казахстан.
— Там всё складывалось отлично, — вспоминал собеседник. – Гражданской специальности у меня не было, но три месяца подучился и стал электромонтёром работать. Тогда мы строили комбинат и город Темиртау.
Темиртау, Темиртау,
Город юности и славы,
Город химии и стали,
Мы поём о тебе,
О нашей счастливой
судьбе!
Эти строки песни-гимна Темиртау Виктор Сергеевич знает наизусть. Помнит он, и какие усилия прилагали советские люди, чтобы возвести город на 220 тысяч жителей. Вязниковец трудился на комбинате.
— Дослужился до пятого разряда, комсомольцем был, — рассказал Виктор Муханов. – На нашем комбинате парторгом был Назарбаев. На одном из собраний он ко мне подошёл и спросил, кем работаю и учусь ли? Ответил, что нет. Отправил заочно учиться, не то уволить грозил. Так что я поступил в институт, а после опять работал монтёром, вырос сперва до бригадира, затем до мастера, начальника цеха.
Темиртау был по-настоящему интернациональным городом. Жили там и русские, и украинцы, и белорусы, и казахи… Жили дружно.
— Потом наступили тяжёлые времена – развал Советского Союза, — со вздохом сказал Виктор Муханов. – Все побежали из Казахстана, а в 1999 году и я вернулся в Вязники.
Виктор Сергеевич считает, что всё в жизни получилось. Дети трудятся в здравоохранении, выросли четверо внуков. Кстати, один внук пошёл по стопам деда и выбрал профессию лётчика. Возможно, когда-нибудь и он станет героем нашей публикации.
Комментарии