А дело было так. 5 сентября 2009 года из Казани стартовал грандиозный международный ралли-рейд «Шёлковый путь», организованный при непосредственном участии президентов Российской Федерации, Казахстана и Туркменистана. Соревнования проводились под самым престижным в мире автоспорта брендом «Серия Дакар» и собрали лучших гонщиков планеты. Среди перечня их высоких титулов и достижений как-то затерялся заявленный в категории «пресса» экипаж № 512 в составе Андрея Чудакова (Вязники) и Ильи Староверова (Нижний Новгород). Затерялся, но не остался незамеченным, поскольку вышел на старт на стандартном автомобиле «Ока». Разве что амортизаторы, изготовленные специалистами из команды «КАМАЗ-мастер», отличали эту машинку от тысяч других, что бегают по дорогам страны. Да «боевая» раскраска была яркой — такой же, как у гоночных КАМАЗов.
— Ещё в Казани наша «Окулина» стала привлекать к себе внимание. Больше всего вопросов было от ребят из германской команды Volkswagen Motorsport. Спрашивали, уверены ли мы, что машина выдержит такой вояж. Мы объясняли, что это «Ока» и что она связана с заводом микролитражных автомобилей промышленной группы «КАМАЗ». Услышав слово, имеющее в автоспорте чуть ли не магическую ауру, немцы резко изменили отношение к микролитражке и, уважительно поглядывая в сторону машины, тут же попросили разрешения сфотографироваться рядом с ней. Мы, естественно, разрешили. А вообще, многие подходили, фотографировались, улыбались…
Далее экипаж ждали ежедневные маршруты по степям, раскалённым каменистым плато, пустыням, подъёмы в три часа ночи и финиши за полчаса до полуночи… Четыре с половиной тысячи километров бездорожья…
Вот часть лишь одной из записей в дорожном дневнике экипажа:
«10 сентября. Этап Жанаозен – Туркменбаши (Казахстан – Туркменистан). 15% этапа составят дороги с каменистым покрытием и камнями, 5% – тяжелые триальные дороги. Далее всем надо будет проехать по твердым глиняно-песчаным, очень пыльным дорогам (25%) и не заблудиться между дюнами (35% этапа).
Пограничный переход между Казахстаном и Туркменистаном – шлагбаум времён борьбы с басмачами, расположенный посреди пустыни да погранично-таможенный терминал – дощатый сарайчик, с двух сторон обнесённый колючей проволокой. За десяток километров до него дорога превратилась в кошмарное «ассорти» из ям и ухабов, рядом с которым Дзержинский танковый полигон покажется шикарной автомагистралью. Но это было только начало. Мы не догадывались, какое испытание нас ждало на туркменской территории.
В «легенде» был отмечено: «Пограничный пост. После него следовать по любой из параллельных дорог». Сколько было этих параллельных дорог – доподлинно неизвестно, но они существовали на всём пространстве от горизонта до горизонта. И можно было не выбирать – условия абсолютно одинаковы на всех: чудовищные ухабы, песок и проклятый феш-феш — мелкая, словно цемент, пыль. Во время крутых виражей передние ведущие колёса выбрасывали вверх шлейф песка, высотой в два или два с половиной метра. Со стороны – бесподобно красиво! Но благодаря сильному ветру и открытым окнам большая часть песка тут же оказывалась внутри машины. Словно кто-то невидимый и шкодливый время от времени проказничал, с размаху высыпая нам в лица ведро тёмного, как гречневая крупа, песка. Салон, вся поклажа и мы сами давно приобрели бурый оттенок. В салоне машины пыли было столько, что за её завесой временами не видно было даже лобового стекла. И это не оговорка — завеса пыли была именно в салоне, а не снаружи.
Те, кто видел, как шла по бездорожью «Ока», рассказывали об этом фантастическом зрелище с дрожью в голосе. А пилот вертолёта обслуживания, волей случая пролетевший мимо, вообще решил, что это мираж. Мы же, скрепя зубы, хотели только добраться хоть до какой-нибудь настоящей дороги. И ещё хотелось когда-нибудь попасть в Тольятти и пожать руку тому парню, что спроектировал двигатель для «Оки». Там, где начинались проблемы у многолитровых моторов известнейших марок, 33-сильный ВАЗовский «твин» работал так, словно всё, что приходилось в эти дни на его долю, – весёлая забава. Да и амортизаторы, сделанные Анатолием Гориным, стояли насмерть.
86 километров машину безжалостно подбрасывало, швыряло, скручивало то в одну, то в другую сторону. Временами она полностью скрывалась в пылевом облаке, чтобы пару секунд спустя выскочить из него чуть ли не в прыжке, уподобляясь взлетающей в клубах дыма и пламени ракете.
И из этого ада мы выбрались одними из первых. Теперь уже грейдер, такой же, как на тысячу раз проклятом Устюрте, показался нормальной дорогой. В Кара-Богаз въезжали уже по бетонке…».
Ралли «Шёлковый путь — серия «Дакар» — финишировало 13 сентября в Ашхабаде. Илья и Андрей привели свою машинку к победной арке одновременно с лидерами национальных и международных гонок, став первым в мире экипажем, сумевшим покорить маршрут рейда серии «Дакар» на автомобиле первой группы особо-малого класса. На заявку о приоритете события, зарегистрированном в агентстве «Пари» под № 12. 724, пришёл следующий ответ:
«…заявленное вами достижение достойно включения в «Книгу рекордов России» и «Книгу рекордов Гиннесса»… с выдачей приоритетной справки, Диплома, знака «Золотая Звезда Рекордсмена» и наградных сертификатов для участников события и тех, кто оказывал содействие в установлении достижения…».
Слово — героям того невероятного рейда.
— Ни о каких рекордах мы, конечно, тогда и не думали. Просто ехали этап за этапом, стараясь быть не самыми последними и не покалечить машину, — вспоминает пилот экипажа № 512 Илья Староверов. — Автомобиль свой знали хорошо, все его возможности были испытаны как в дальних путешествиях, так и в местных ралли. К моменту старта «Ока» прошла 80 тысяч километров, и всё работало как надо…
А штурман Андрей Чудаков добавляет:
— Уверенность, что всё получится и мы успешно дойдём до Ашхабада, была постоянной и твёрдой. Даже когда мы заплутали в Барабинской степи и вместо 1000 километров «намотали» за день по бездорожью 1400 — никакого беспокойства не было и в помине. А потом — форсирование с ходу небольших речушек, вояж среди белых скал каменистого плато Устюрт, рейд сквозь чёрные пески Каракумов — одной из величайших пустынь мира — это стоит увидеть. Тем более, в звёздной компании из лучших гоночных команд мира. И ещё — нам очень везло везде и во всём…».
19 сентября 2009 года экипаж № 512 своим ходом вернулся домой. Их достижение принадлежит России, и пока его не смог повторить никто.
Александр ЧОПЕНКО.
Комментарии