Налёт на Поставы
Александр Слабков родился в 1919 году в деревне Малые Липки. В 1938 году окончил Вязниковский аэроклуб, после школы учился в Ковровском техникуме. В 1940 году его направили в Поставскую авиационную школу пилотов по спецнабору выпускников аэроклубов.
В июле 1940 года с группой курсантов А.М. Слабков прибыл на станцию Постава в Западной Белоруссии. Территория всего несколько лет назад была освобождена от польско-литовских властей и вошла в состав СССР.
«Поставская авиашкола пилотов была уничтожена в первые часы Великой Отечественной войны, — пишет Н.И. Миронова. – Учебный аэродром атакован двумя эскадрильями немецких бомбардировщиков, есть потери среди личного состава и материальной части.
Командир части скрыл реальные потери курсантов, механики и техники. Об этом говорят выжившие курсанты».
Из воспоминаний курсантов: «22 июня 1941 года все курсанты с утра были на аэродроме… Всего на самолётной стоянке находились около 50 самолётов У-2, Р-5 и СБ.
Они стояли двумя рядами, как обычно в мирное время. В военное время самолёты должны быть рассредоточены по всему периметру и замаскированы. Ничего этого по непонятным причинам сделано не было. Около аэродрома работали два отряда курсантов (около 200 человек), а также инструкторский и технический состав (около 100 человек). В 17 часов мы услышали гул моторов. Все повернули головы в сторону гула и увидели девятку двухмоторных самолётов, летевших на высоте около 1000 метров. Так как никаких сигналов воздушной тревоги не было, все решили, что это возвращаются наши после налёта на немцев. Мы даже не заметили кресты на крыльях самолётов. А это были Ю-88, немного похожие на наши СБ. За первой девяткой следовала вторая, а за ней шестёрка самолётов. Мы стояли, разинув рты, как заворожённые. Никаких криков или паники не было. Я понял, что это немцы, только когда увидел отделяющиеся от самолётов бомбы. Сразу упал на землю, и тут же началась жуткая какофония. Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки начали обстреливать нас из пулемётов. Они развернулись и ушли восвояси. Что я увидел? Вся стоянка горит…
Горели 20-25 самолётов, остальные были уничтожены или повреждены. Позже только один СБ и один У-2 смогли взлететь. Повсюду трупы товарищей, крики, стоны раненых…
Это был шок. Все курсанты и техники, оставшиеся невредимыми, стали вытаскивать раненых из-под горящих самолётов, которые периодически взрывались».
А вот воспоминания местных жителей: «Через некоторое время после бомбёжки через Михалишки потянулись грузовики с ранеными лётчиками. С кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Они уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших их сослуживцев нам неизвестна».
Остатки Поставской авиашколы покинули городок 23 июня, А.М. Слабков был эвакуирован в Чкаловск (Оренбург), где окончил Чкаловскую ВАШ и был направлен на фронт.
Подвиг лётчика
Александр Максимович (по некоторым документам — Мартынович) Слабков воевал на ИЛ-2 на Воронежском фронте лётчиком 91-го гвардейского штурмового авиаполка. Н.А. Миронова сообщает, что «участвует с февраля 1943 года по июнь 1943 на Калининском фронте и с 20.07.1943 на Воронежском фронте на самолётах ИЛ-2. Имеет 12 успешных боевых вылетов на штурмовку вражеских войск и техники. Все результаты штурмовки подтверждены наземным командованием. За отличное выполнение боевого задания Военным Советом Фронта объявлена благодарность. За мужество, отвагу и грамотные действия при выполнении боевых заданий ранее награждён орденом Красного знамени».
31 августа 1943 года младший лейтенант Слабков вылетел на очередное боевое задание. В ходе боя он был подожжён и направил горящий штурмовик в танковую колонну фашистов. А.М. Слабков совершил огненный таран и героически погиб, но не был награждён за этот подвиг даже посмертно.
Из мемуаров Героя Советского Союза Г.Ф. Филиппова: «С боями за освобождение Украины связано одно из самых тяжёлых воспоминаний…Под Богодуховым ведомая мной восьмёрка «илов» штурмовала танковую колонну. На второй атаке самолёт лётчика Саши Слабкова был подбит, сильно задымил, а затем и пламя появилось. Я подал команду немедленно покинуть самолёт, но Саша ответил: «Подо мной немцы, прыгать – значит, попасть в плен». И ещё сказал «Иду в последнюю атаку! Передайте моим родным, что я дорого отдал свою жизнь…» Саша направил свой самолёт на танки, стоявшие на заправке, и врезался в них. Так погиб мой друг Слабков. Погиб, но уничтожил несколько танков противника, повторив подвиг Николая Гастелло. Саша имел возможность выпрыгнуть из горящего самолёта, но предпочёл смерть плену… Потом я рассчитывался с фашистами за Сашу Слабкова – до самой Праги».
Комментарии