7 ноября 2019 года наш музей перешагнет свое столетие. Ровно век назад открылась первая выставка в доме купцов Елизаровых по улице Благовещенской, приуроченная ко второй годовщине Октябрьской революции. Она стала отправной точкой в истории музея.
Выставка вскоре закрылась, она была временной, а принимать посетителей постоянно музей начал со 2 мая 1920 года.
Этот век вместил в себя все тяжелые и светлые периоды истории нашей страны. Все они нашли отражение в работе музея.
Наши посетители видят только экспозиционные залы, другие стороны жизни музея они представляют мало. Между тем, деятельность музея очень разнообразна. Поэтому в рамках празднования 100-летия мы будем публиковать на страницах «Маяка» очерки из истории музея, свои впечатления о разных периодах его существования, о коллекциях, интересных экспонатах, о буднях и праздниках, о встречах с замечательными людьми, о том, каким нам видится будущее музея. Надеюсь, эти материалы будут интересны думающему читателю.
Л. Ковалёва, директор Вязниковского историко-художественного музея.
В истории Вязниковского музея 7 ноября 1919 года – важная дата, считающаяся днём его открытия. Тогда была создана первая музейная выставка.
Подготовительная работа началась за несколько месяцев до этого в конце 1918 года. В отчётах уездного отдела народного образования Президиуму исполкома УИК сообщалось: о предоставлении 10 июля 1919 года вновь открываемому вязниковскому музею дома Елизарова В.В.; о том, что «подготавливается ремонтом большое здание под картинную галерею и музей «Родиноведения». И, наконец, об открытии 7 ноября 1919 года художественно-исторического музея для 1-го посещения в бывшем доме Елизарова В.В.
Организацию музея в Вязниках возглавила созданная постановлением 1-ого губернского съезда по народному образованию коллегия по делам музеев в составе академика живописи Харламова Н.Н., историка Зееста В.В. и архивиста Заколпского НН..
Возглавивший коллегию Харламов Н.Н. стал впоследствии первым директором учреждения.
Мало было предоставить будущему музею здание. Для оформления выставок требовались экспонаты. Член коллегии по делам музеев Зеест В.В. докладывал на Президиуме УИК: «Отдел народного образования произвёл опись всех частновладельческих библиотек, картин, мебели, имеющих ценность произведений искусства, науки. Это имущество будет сгруппировано в музей».
Усиленное собирание будущих экспонатов музея осуществлялось в 1918-1919 годах.
Следуя Декрету об учёте и охране памятников искусства и старины, было принято решение «обследовать бывшие помещичьи имения и богатые особняки и зарегистрировать находящиеся в них художественные ценности, поставить их под охрану». Губернский отдел по делам музеев обратился в уезды и волисполкомы с просьбой оказывать содействие «музейным работникам при исследовательских поездках».
Как сообщалось, «музейные органы взяли под охрану государства богатые художественные собрания в особняках Сенькова и Демидова в Вязниках». Значительная часть ценных вещей была вывезена в музейное хранилище. В начале 1920-х гг., при изъятии церковных ценностей «музейные работники были привлечены к работе как эксперты по выделению предметов как музейных ценностей». В 1920 году сообщалось: «Произведены следующие вывозы: в Вязниковский музей вывезены старинные иконы из имения Лаптева, художественные коллекции из дома Сенькова и имения Демидова».
В 1920-е гг. музей стал художественно – историческим и состоял из следующих экспозиций: картинная галерея (занимала 2 зала), древнерусская живопись. Последняя включала иконы из разных собраний: Сенькова, Демидовых, Мыльниковых, Лаптева.
В 1920-е гг. происходит дальнейшее пополнение коллекции музейных экспонатов. В 1926 году в музей прибыла этнографическая коллекция, характеризующая крестьянский быт в дореволюционный период (одежда, домашняя утварь, головные женские уборы, орудия домашнего ткацкого производства).
В 1927 году в музей поступили археологические коллекции в результате раскопок дюнных стоянок и городищ Вязниковского района. Это давало возможность дальнейшего расширения числа экспозиций, позволяя перейти к освещению истории края и осуществить превращения музея из художественно-исторического в историко-художественный. Как отмечалось в отчётах о работе музея в 1930-е годы, «с 1928 года начата была реорганизация музея в краеведческий музей». Работа и структура районных музеев перестраивалась на основе методического письма Главнауки по вопросу об организации районного музея.
В 1930-е гг. историко-художественный музей имел ряд разделов: вводный, естественно-исторический (природа края), историко-культурный (археология, этнография, т.е.старый и.новый быт), общественно-исторический (население, его занятия: сельское хозяйство и промышленность), художественно-исторический, антирелигиозный (организован в 1932 – 1941гг).
В Книге вопросов и пожеланий (Книга отзывов) 26.05.1937 г. студенты географического факультета МГУ, посетившие музей, писали: «Музей для районного масштаба достаточно богат, удивляемся энтузиазму работников его, столь много трудившихся для его оборудования. Музей имеет полное право на существование и развитие».
Р. Гарина, зав. исследовательским отделом Вязниковского историко-художественного музея.
Комментарии