Петр Муллер родился, вырос и сформировался как личность, причем личность незаурядная, в стране, которая вела свой отсчет от 7 ноября 1917 года. Сам он появился на свет ровно через 15 лет от той знаменательной даты, 7 ноября 1932 года в селе Цауль Тырновского района Молдавии, в крестьянской семье. Здесь доминировала соседняя Румыния, поэтому, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в румынскую школу. Но это был уже 1939 год, 1 сентября Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. На следующий год Красная Армия освободила Бессарабию, она вошла в состав Молдавской ССР, и дети стали учиться в советских школах. Не прошло и года как грянула Великая Отечественная война. Румыния оккупировала Молдавию. Во время оккупации от голода умерли отец и старший брат. Петр стал за главу семьи. А вся-то семья – он да мама. У Муллеров было небогатое крестьянское хозяйство, помогавшее им выжить.
Когда наша армия освободила Молдавию, 13-летнего подростка взяли на работу почтальоном — доставлять почту из райцентра Тырново в свое село Цауль. Время тогда было неспокойное – давали о себе знать «лесные братья». Вскоре он оставил сумку почтальона – его направили на трехмесячные курсы телеграфистов. Окончив их и дав подписку в МГБ о неразглашении тайны государственной переписки, он начал работать в Тырновской конторе связи, став первым в районе телеграфистом. Принимал и отправлял телеграммы, отбивая ключом морзянку, — он и до сих пор её не забыл.
А в 19 лет юношу позвала дорога, и он оказался на шахтерском Донбассе, где, как в известной песне, «паренька приметили, руку дружбы подали, повели в забой…». Примерно так оно и было. Забой находился в Аютинском шахтоуправлении города Шахты Роствской области. Сначала наш герой работал навалоотбойщком, потом попал в бригаду переносчиков транспортеров. «В бригаде нас было 6 человек, — вспоминает Петр Михайлович. — На перестановку транспортера отводилось 8 часов, мы управлялись за 5-6, за что получали премии и выкраивали время для дополнительного отдыха: работа под землей очень тяжелая». Пройдя спецкурсы, он освоил профессию помощника, а затем машиниста сначала врубовой машины, а потом угольного комбайна. Работа в шахте нравилась, к тому же она тогда хорошо оплачивалась.
К тому времени Петр Михайлович был уже женат. С будущей супругой Тамарой Федоровной познакомился еще в Молдавии, куда она приезжала навестить родственников. Свататься приезжал на ее малую родину, в Вязники. Здесь же они вскоре оформили брак, уехав на Донбасс. Четыре года проработал Пётр Муллер на шахте, спускаясь порой на глубину до четырехсот метров: только представить – дух захватывает. Когда в семье появился первенец, дочка Люда, супруга попросила главу семьи сменить работу, тем более как раз в это время на шахте произошли одна за другой две серьезные аварии. За ним было и право выбора, куда ехать, в Молдавию или в Вязники, — выбрал второй вариант.
Он бывал здесь в период своего жениховства и позже, во время отпусков, по-шахтерски продолжительных. Вязники сразу ему понравились своей природой, людьми, многие из которых не так давно вернулись с войны, и, конечно, красавицей Клязьмой. Поселисись у родителей жены в Малом Петрине. Прежде всего, стали строить свой дом. Средств, заработанных на шахте хватило на строительство, вскоре дом был готов: «И чтоб годам был виден счет…», как сказал поэт, Муллеры указали на фронтоне дату – 1958 год.
Теперь требовалось искать работу, с которой было тогда, по словам Петра Михайловича, довольно сложно. Какие у него профессии: телеграфист, но на смену ключу и морзянке пришли буквенные телеграфные аппараты. Профессия шахтера отпадала сама собой. Нужна была после забоя с его угольной пылью работа на свежем воздухе. Недолго думая, он устроился разнорабочим в контору «Благоустройство города». Начинал с землекопа, основное орудие труда – лопата. Но вскоре была создана комплексная бригада из десяти человек, и его назначили бригадиром.
В течение многих лет бригада занималась заменой мостов по речкам Волшник, Выдерка, Петрянка — с деревянных на железобетонные. Старожилы помнят, что та же Петрянка в половодье достигала четырех метров в ширину, требовался и мост соответствующий. Занималась бригада также очисткой и обрежовкой Волшника. Кроме того, готовили площадки под строительство таких знаковых для города объектов, как кинотеатр «Россия», «Детский мир» и ряда других.
Все это в теплое время года, а зимой контора брала подряд работ от Молококомбината и других организаций, которым нужен был лед в холодильники (холодильных камер в то время пока еще не существовало). Молококомбинат, например, доставлял и складировал лед в штабеля, посыпал опилками, и его хватало на все лето для мороженого. А заготавливали лед в затоне на Клязьме: расчищали «карту» 20х20 метров и вырубали пешнями метровые «кубики». В те же годы, но теперь уже летом, рабочих этой комплексной бригады, в том числе и самого бригадира, часто направляли на помощь асфальтировщикам. Асфальт, по свидетельству Петра Михайловича, варили на улице в котлах, расплавляя битум и добавляя в него сухой песок, грузили лопатами и развозили по городу на полуторках, а то и на лошадях.
Город постепенно благоустраивался, заменялись мосты, асфальтировались целые улицы. Чтобы ликвидировать замеченную еще Гоголем беду и улучшить наши дороги, нужны были умные, толковые руководители. Как раз тогда П.М. Муллера назначают мастером, а потом и прорабом дорожного участка. В его подчинении было до сорока рабочих. И тут, как в известном кинофильме: главное научиться управляться с тремя, дальше количество уже не имеет значения. К тому же у него за плечами были надежные рабочие университеты – основа основ.
И тем не менее, он всегда тянулся к знаниям: уже здесь, в Вязниках, получил сначала среднее образование, окончив вечернюю десятилетку. На этом не остановился и поступил во Владимирский филиал Всесоюзного заочного института автомобильных дорог. Как раз в это время его и назначают на Дорожный участок № 797 инженером по строительству и эксплуатации этих самых дорог. Все идет своим чередом: учится и работает по выбранной специальности, и вдруг… Этот ноябрьский день Пётр Муллер запомнил во всех подробностях, и тут уж ему слово: «Подъезжает на участок машина с облисполкомовским номером 00-16, открывается дверка и начальственный голос произносит: «Садись!». Я сел, и пока ехали до горисполкома, в голове вертелась тревожная мысль: неужели я в чем-то провинился? Признаюсь, был даже испуг. Вошел в приемную, сказали: «Подожди». Через несколько минут открывается дверь, в ней появляется председатель горисполкома Борис Сергеевич Макарычев, пропускает меня вперед со словами: «А вот новый начальник Ремстройуправления». До этого со мной никто не говорил, даже и намека не было. За столом управляющий трестом Облремстрой, начальник Облкомхоза, представитель Автодора и первый секретарь горкома партии Ян Павлович Захаров, сказавший: «Мы решили назначить тебя начальником РСУ, поэтому не снимали с партучета, когда ты ушел в район». «Дайте хоть доучится», — все, что я мог сказать в тот момент. Мне вручили трудовую книжку с переводом, и таким образом я вернулся в коллектив РСУ». 8 лет, до 1975 года руководил Петр Михайлович этой организацией, ставшей ему родной, да и для вязниковцев имя Муллера неотделимо от РСУ.
Тот памятный год был знаменателен 30-летием Великой Победы. Именно к этой дате в городе героев была сооружена по проекту талантливого архитектора Валентина Федоровича Трондина Аллея боевой славы со знаменитой стелой, загорелся Вечный огонь — от факела, зажженного на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
И до сих пор все это служит людям, как и автовокзал, гостиница «Вязники», ГЦКиО «Спутик», являющиеся лицом города, его визитной карточкой. Как и улица Ленина, больше напоминавшая проспект, так она была благоустроена: проезжая часть — с учетом всех правил дорожного строительства, с первой в городе «ливневкой», тротуарами, газонами с цветами.
Через 4 месяца после триумфальных майских праздников П.М. Муллеру вновь пришлось пережить тревожные минуты – его внезапно вызвали на бюро горкома партии. И те же вопросы к себе: «В чем моя вина? Где я промахнулся?». Оказалось, нет никаких промахов, и хотя ему указали на место в конце стола, где обычно выслушивали нагоняи провинившиеся, он услышал совсем другие слова. Как умелому и достойному руководителю ему предлагалось возглавить одно из подразделений УНР-2, которое из-за большого объема выполняемых работ стало плохо управляемым. Его оформили на работу как инженера строительной лаборатории, а в его задачу входило привлечение иногородних ИТР. В перспективе планировалось создание в Вязниках Строительномонтажного управления промстроя (СМУ), у Муллера даже вывеска соответствующая была «под полой».
Однако ничего с этим не вышло: тогдашний министр строительства СССР Караваев приказа на создание в Вязниках СМУ не подписал. Все планы рухнули, а на Муллера взвалили тяжкий крест руководства всем УНР-2. Около двух лет боролся он, как мог, со сложившейся плохо управляемой системой, приписками, воровством и заработал, по его выражению, первую «медаль» — инфаркт.
После 4-месячной реабилитации как бальзам на рану было для него приглашение на работу от директора Мебельного комбината Александра Алексеевича Белякова с хорошим окладом и широким полем деятельности. Кроме головного предприятия, которое было в городе, филиалы его находились в Галицах (Гороховецкий район), на ст. Мстера и в самой Мстере. Нужно было заниматься строительством, ремонтом и благоустройством — как раз тем, что Пётр Муллер умел и любил делать, да и развернуться было где. Но только год удалось ему здесь поработать: опять за ним была прислана машина, и в горисполкоме ему вновь предложили возглавить коллектив РСУ. Это был 1979 год, он снова попал в свою сферу и в ту систему человеческих отношений, годами им выстраиваемую, когда люди работают честно, добросовестно.
Сколько же было отремонтировано и заново построено домов, какая территория благоустроена в нашем городе за эти годы! Кто бы что ни говорил сейчас о плановой экономике, тогда она была краеугольным камнем всего и вся. П.М. Муллер вспоминает об обязательных годовых планах, так называемых титульных списках, которые утверждались председателями горисполкома, а также вышестоящим отраслевым начальством. И как всегда первоначальными пунктами были капитальный ремонт и строительство жилого фонда, коммунальных объектов, а также объектов здравоохранения и народного образования.
Петр Михайлович вспоминает, что все дома с коммунальными квартирами принадлежали местным советам. В них была общая кухня, удобства во дворе. Жильцов на время ремонта переселяли в маневренный фонд, дом поднимался, расширялся за счет пристроек, к нему подводились инженерные сети: газ, вода, канализация. Так коммуналки превращались в отдельные благоустроенные квартиры. По 5-6 домов включались ежегодно в титульный список и капитально ремонтировались. О прошлом часто говорят как о застое. Какой же тут застой, когда возводились целые микрорайоны, и у нас это Север, Вишенка, Толмачево, Дечинский, Текмаш. Строились новые школы (№ 6 и № 9), а для уже действующих сооружались пристройки, порой превышающие по размерам основное здание (в школе № 2 – в 2,5 раза).
В фотоархиве П.М. Муллера есть снимки, где он запечатлен перерезающим ленточки на новых объектах, скажем, на торжественном открытии ЗАГСа. На других памятных фотографиях он вручает символические ключи, как на этом публикуемом снимке, где он держит в руках ключ от Мстерского музея леса, только что построенного Ремстройуправлением. Снимку этому уже 20 лет с хвостиком, поскольку на нем с обратной стороны указана дата — 17 сентября 1999 года. Взглянешь на фотографию и сразу поймешь, что перед тобой человек добрый, открытый, с чистой душой, с мягким и отзывчивым характером, ведь лицо человека может и без слов рассказать о нем многое.
Можно долго перечислять объекты, к строительству или ремонту которых Петр Михайлович Муллер имеет непосредственное отношение как руководитель РСУ. Для него каждое здание обладает своей историей, а в целом все они вписаны в исторический ландшафт нашего города и района: «Освар», «Ювелир», здания СЭС, ОВД, водозаборные сооружения, несколько АЗС – всего свыше 170 объектов капитального строительства, ремонта и дорожного хозяйства. Кроме своей основной работы он 25 лет избирался депутатом городского совета народных депутатов, более 10 лет возглавлял постоянно действующую комиссию по строительству, благоустройству и коммунальному хозяйству. А 30 октября 1992 за «большой вклад в дело благоустройства и развитие города, многолетнюю депутатскую деятельность» ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Вязники». Был он также победителем конкурса «Золотое достояние города Вязники» (1997 г.), заслужил звание «Человек года» (1999 г.). А в 2005 году его включили в энциклопедию «Лучшие люди России – Родины славные сыны и дочери».
Уйдя на заслуженный отдых в 2002 году, став «свободным человеком», по его выражению, Петр Михайлович занялся благородным делом увековечивания памяти Героев-вязниковцев. При его активном содействии было открыто более десятка памятных знаков, в том числе и полному кавалеру ордена Славы Григорию Васильевичу Репкину, с которым он лично был знаком и многие годы тесно связан по работе.
На протяжении своей трудовой и депутатской деятельности Петр Михайлович встречался со многими замечательными людьми, будь то руководитель горкома или горисполкома, герой труда или простой рабочий. Будущих героев социалистического труда Римму Гаврилову и Римму Лбову знал еще девчонками. С Гавриловыми Муллеры дружили семьями. Позже, когда, скажем, Р.А. Гаврилова стала членом Президиума Верховного Совета СССР, они вместе решали вопросы, связанные с нуждами города. «Мне было, у кого учиться этике поведения, честности, порядочности, — говорит Петр Михайлович. — Я застал эпоху, когда вернулись с войны герои, все было поставлено на то, чтобы восстановить, благоустроить город, сделать жизнь людей лучше, ведь в годы войны было не до этого».
Заканчивая этот рассказ о Петре Михайловиче Муллере, хочется сказать вот что: как построил он в 1958 году дом на свои кровные шахтерские, так и живет в нем. Здесь они с женой Тамарой Федоровной испытали семейное счастье, воспитав троих дочерей — Людмилу, Веру и Елену, — дождавшись четырех внуков. Есть уже три правнука. К сожалению, были потери, куда без них: нет уже рядом с ним хозяйки дома, его супруги Тамары Федоровны. Но он никогда не бывает один, его навещает соцработник, подолгу гостят дочери, вот и сейчас с Петром Михайловичем вместе младшая Елена, очень похожая на отца – такая же добрая и приветливая. 7 ноября Петр Михайлович «разменял», как он сам говорит, свой 88 десяток. Достойная жизнь у него за плечами, и она продолжается. Здоровья хочется пожелать ему. Крепкого здоровья и бодрости духа!
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА
/ ОбществоНаш сегодняшний рассказ —
о почетном гражданине города Вязники,
человеке удивительной судьбы,
Петре Михайловиче Муллере
Новости по теме
Архив новостейМы едины и непобедимы. В канун Нового года вязниковцы отправили дополнительную помощь участникам специальной военной операции. Груз включал маскировочные сети, тёплые вещи, продукты, медикаменты и другие изделия. Кроме того, наши школьники написали письма защитникам с добрыми пожеланиями.
Прославленный сын Вязниковской земли. На минувшей неделе, 7 января, исполнилось 90 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Валерия Кубасова. В этот день в нашем районе прошёл целый ряд событий, посвящённых героическому земляку. В торжественных мероприятиях приняли участие губернатор Владимирской области Александр Авдеев, Герой России, лётчик-космонавт Сергей Авдеев, исполнительный директор Ассоциации музеев космонавтики Александр Марусев и другие гости.
В минувшем году Вязниковский район приобрёл 12 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также ряд помещений был отремонтирован. Под занавес года комфортную квартиру в доме на улице Металлистов получил ещё один молодой человек.
Комментарии