16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:26, 28.04.2020

Борьба с болезнями в войну

/ Общество

Совсем скоро наша страна будет праздновать 75-летие победы в Великой Отечественной войне, которая стала своего рода экзаменом для здравоохранения, проверкой способности в чрезвычайно трудных условиях бороться за жизнь и здоровье людей, за санитарно-эпидемиологическое благополучие страны. Газета «Медицинский работник» на четвертый день войны писала: «Грозный час пробил. Сейчас все чувства и мысли медицинских работников сосредоточены на том, чтобы самоотверженной работой, трудовой доблестью, сплочённостью крепить тыл, обеспечить победу Красной Армии».

Экстренные меры

Уже с первых дней войны Наркомздрав СССР принял экстренные меры по недопущению распространения заразных болезней. 30 июня 1941 г. совместно с Народным комиссариатом путей сообщения было издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов». Нарком здравоохранения СССР Георгий Андреевич Митирев (1900-1977 гг.) был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны по противоэпидемической работе. 2 февраля 1942 г. ГКО издал постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии».
22 мая 1942 г. Наркомздрав СССР издал приказ «О противоэпидемической работе городских поликлиник и амбулаторий и укреплении участковой территориальной системы медицинского обслуживания городского населения». Война вызвала передвижение огромных масс населения, что привело к резкому росту инфекционных болезней. Буквально с первых дней войны на станцию Вязники стали приходить эшелоны с эвакуированными.
В июле 1941 г. бюро Вязниковского исполкома горсовета ВКП(б) приняло постановление о создании комиссии по приему и размещению эвакуированных. В 1941-1942 гг. в Вязники стали поступать эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Латвии и западных областей РСФСР. Людей нужно было принять, сделать соответствующую санитарно-профилактическую обработку, оказать медицинскую помощь, разместить. Чтобы установить строгий контроль над эвакуированными, был открыт санпропускник.
По распоряжению Ивановского облздравотдела в марте 1941 г. вместо существующей ранее Госсанинспекции были образованы 2 самостоятельные, не подчиняющиеся друг другу СЭС-Горсанэпидстанция и Районная СЭС.

Сыпной тиф

В 1942 г. в Вязниках и районе наблюдалась эпидемия сыпного тифа. «Военный» или «голодный» тиф, так было принято его называть, уносил много жизней. В 1942 г. был зарегистрирован 201 случай по городу и 459 по району. В связи с этим во 2-й городской больнице было открыто сыпнотифозное отделение на 50 коек. 1 мая 1942 г. на базе Нововязниковского роддома открыли инфекционное отделение на 30 коек. Илевниковский ФАП насчитывал 6 сыпнотифозных коек, Перовский ФАП – 6, Станковский ФАП – 10, Сарыевский врачебный участок – 5, Ждановская больница – 22, Лукновская больница – 36, Мстёрская больница – 46 сыпнотифозных коек. Наибольшее количество заболевших сыпным тифом за 10 месяцев 1942 г. наблюдалось в посёлке Нововязники (74 человека). Следует отметить, что вышеупомянутый посёлок на протяжении всех военных лет отличался эпидемическим неблагополучием. В основном сыпной тиф носил привозной характер.
Для сыпного тифа была характерна выраженная сезонность. Первая большая вспышка произошла в январе 1943 г. в посёлке Лосево. Источником послужила поездка одного из жителей в Горький, где произошёл контакт с больным сыпным тифом. Вторая крупная вспышка охватила жителей Нововязников и совхоза «Пролетарий». 19 марта 1943 г. на железнодорожную станцию Вязники прибыл эшелон военнопленных, среди которых более 50% были больны сыпным тифом. НКВД своевременно не проинформировали органы здравоохранения о наличии таких больных. По этой причине не были организованы противоэпидемические мероприятия. Сыпным тифом заболели преимущественно рабочие и колхозники, транспортировавшие военнопленных в лагерь. Третья тяжелейшая вспышка наблюдалась в декабре 1943 г. в д. Крутово Перовского сельского совета. В ноябре 1943 г. в колхозной конторе на ночлег остановилась конвоируемая колонна заключённых, среди которых были больные сыпным тифом.
Борьба с заболеванием выражалась в немедленной госпитализации, тщательной обработке очага, наблюдении врача за больным в течении 25 дней. Больному ежедневно измеряли температуру. Противоэпидемическая работа заключалась в систематическом подворном осмотре населения на наличие вшей, для чего создавались эпидотряды из учащихся курсов РККА, привлекался медицинский актив города. В 1942 г. было выполнено 6690 прививок против сыпного тифа. Старые сыпнотифозные очаги ежемесячно проверялись участковыми медработниками и Районной СЭС. Проводилось санобследование бань в рабочих посёлках, проверялись общежития, бараки в совхозах. Для санитарной обработки использовались дезкамеры. На ноябрь 1942 г. в Вязниковском районе их было 16, причём одна из них была передвижной конструкции и находилась при Райздравотделе.
Малярия и корь

По распространенности на 2-м месте после гриппа в Вязниках и на 3-м месте после сыпного тифа в Вязниковском районе была малярия.
Борьба с малярией в СССР относилась к числу государственных задач и осуществлялась всей сетью здравоохранения при активном участии жителей города и района. 7 апреля 1936 г. по распоряжению Ивановского облздравотдела в Вязниках был открыт малярийный пункт, преобразованный в дальнейшем в малярийную тропическую станцию. Малярийный пункт возглавляла Е.В. Любомудрова (1882-1966 гг.) – опытный врач, окончившая С-Петербургский женский медицинский институт, служившая в госпиталях во время Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны на малярийной станции работали 9 человек. В 1943 г. в помощь работникам малярийной станции были организованы сезонные отряды и бригады для борьбы с малярией.
Значительным очагом малярии в Вязниковском районе являлся посёлок Мстёра. 1 марта 1939 г. там был открыт малярийный пункт, который возглавил К.И. Самбородский – акушер-гинеколог, заведующий Мстёрской больницей. В годы войны он был назначен начальником эвакуационного госпиталя 1892. Прием больных малярией осуществлялся не только на малярийной станции, но и в малярийном кабинете поликлиники им. Семашко, в Ярцевской амбулатории. В 1-й Городской больнице было выделено 20 коек для лечения маляриков. Сотрудники Вязниковской малярийной (тропической) станции сами вели подготовку кадров – хинизаторов-бонификаторов, которые проводили борьбу с переносчиком заболевания – комаром. Ликвидировались места размножения комаров, истребляли личинок комаров в водоёмах, уничтожали окрылённых комаров. Благодаря применяемому комплексу противомалярийных мероприятий, первый послевоенный год дал большое снижение заболеваемости.
На 3-м месте по городу Вязники и на 4-м по району в 1942 г. была корь (больных по городу насчитывалась 352 человека, больных по району за 10 месяцев – 250). В наш город прибывали эшелоны с детьми из Ленинграда и Смоленской области. Дети были истощены, физически ослаблены и больны. Те, кто прибывал из Смоленской области, были практически поголовно больны корью, что вылилось в дальнейшем в эпидемию, охватившую Вязниковский район. 10 случаев окончились смертью.
Корью болели преимущественно в детском возрасте, причём наибольшее число заболевших приходилось на возраст до 5 лет. Против кори в яслях и детских садах проводились профилактические прививки. Всего за 1942 г. сделали 200 противокоревых прививок. 21% больных был госпитализирован. В яслях собрали 19 литров родительской крови. Гораздо хуже дело обстояло в Вязниковском районе. Вспышки кори наблюдались в совхозе «Пролетарий» (24 человека), станции Мстёра (38), д. Сингирь (15), д. Паустово (15). В основном больные корью не были своевременно выявлены, и поэтому во многих вышеперечисленных населенных пунктах противокоревые прививки вообще не производились.

Туберкулёзные дети

Важную роль в обеспечении санитарного благополучия города и района выполнял жилищно-коммунальный надзор. В 1942 г. при Горздравотделе был организован профилактический дезотряд. Им руководила в течении нескольких месяцев М.В. Буковская, а затем – до 1946 г. – А.И. Репина. Штат дезотряда насчитывал 5 человек. Он размещался в одном здании с СЭС и имел свою лабораторию. Так, например, только за апрель 1943 г. дезотряд совместно с общественностью города обследовал 3168 дворов. Были обработаны 165 человек (через дезкамеру – 69, домашним способом – 96).
Санитарно-пищевой надзор осуществляла СЭС. В течении 2-х лет (с 1940 по 1942 гг.) работу по пищевой санитарии возглавляла А.И. Репина. Далее – до 1946 г. – А. Левина. Основные вопросы, которыми занимался пищевой надзор, — контроль санитарно-технического состояния 75 объектов (столовых, буфетов, магазинов, хлебопекарней, мясокомбинатов, баз, овощехранилищ, рынков, молочных кухонь, молочно-контрольных станций).
В то время практически не было складских помещений, торговые залы были темными и неблагоустроенными, холодильников не имелось даже на мясокомбинате и молокозаводе. Для хранения скоропортящихся продуктов использовали ледники, погреба, подвалы, чаны со льдом. Работники пищевого надзора каждый год составляли планы заготовки льда на объектах и строго следили за его выполнением. Из-за отсутствия специального транспорта для перевозки продуктов использовали гужевой транспорт или грузовые машины, вследствие чего нарушались санитарные правила перевозки. Только за ноябрь-декабрь 1943 г. за нарушение санитарных требований было наложено 30 штрафов.
Школьно-санитарный надзор в городе Вязники осуществляли школьный врач и средний медицинский персонал под непосредственным руководством зав. Горздравотделом В.И. Синицына и СЭС. Школьно-санитарный надзор заключался в проверке санитарного состояния школ, в организации медицинских осмотров школьников, в обеспечении проведения профилактических прививок. В «Отчете Горздравотдела за 1943 г.» В.И. Синицын писал: «Школ в городе – 10, число учащихся составляет 3469 человек. Санитарное состояние школ удовлетворительное. Обследовано 3645 учащихся, завшивленность – 2,7%». Госсанинспекция и городской педиатр осуществляли руководство над работниками, обслуживающими школы, детские сады и детские дома. Детский кабинет был организован при поликлинике им. Семашко. Врач в плановом порядке проводил тщательное медицинское освидетельствование учащихся всех школ города для отбора в санатории и пионерские лагеря. В туберкулезном кабинете Городской поликлиники им. Семашко были выделены часы приема детей.
За 5 месяцев 1943 г. 23 ребёнка с лёгкой туберкулезной интоксикацией направили в санаторий. В детском саде Гороно была открыта специальная санаторная группа для больных туберкулезом детей. Для санаторной группы отвели две большие светлые комнаты. Там дети находились круглосуточно и наблюдались врачом-фтизиатром Гайлис. 10 марта 1943 г. начала работать столовая для детей с туберкулезной интоксикацией на 57 человек. В этом же году была открыта столовая усиленного питания для ребят в возрасте от 4 до 13 лет, рассчитанная на 400 человек. При фабрике «Свободный Пролетарий» также работала детская столовая.
В «Годовом статистическом отчете о работе ЛПУ за 1943 г.» зав. Горздравотделом Василий Ипатьевич Синицын писал: «Работа проводится с исключительной настойчивостью и упорством, что подтверждается тем, что в 1943 г. мы имеем резкое падение всех видов заболеваний. Восстановлен туберкулезный санаторий, организованы во всех ЛПУ подсобные хозяйства. Стационарно обслуживают ЛПУ 3 района: Вязниковский, Гороховецкий, Никологорский. Активное участие принимаем в оказании помощи нашему фронту, в подтверждении этого посылаю копии телеграммы И. Сталина и наш ответ на благодарность вождя».
В годы войны санитарная служба выдержала трудные испытания и подтвердила правильность принятых в нашей стране принципов противоэпидемической работы.

Е. ЛЕБЕДЕВА,
сотрудник Вязниковского историко-художественного музея.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:02, 25.04.2024 0 комментариев
Защитники получают электронные удостоверения / Общество

Во главе угла – социальная поддержка. Сегодня участники специальной военной операции, бьющиеся за мир и интересы страны, получают удостоверение ветерана боевых действий, а вместе с ним и ряд преференций. При этом существуют два варианта: бумажный документ или его электронный аналог.


09:44, 25.04.2024 0 комментариев
Светлана Зудилова: «Работа на производстве помогает развиваться» / Общество

За успехами любого производства стоят люди. Специалисты, которые трудятся грамотно, ответственно, с абсолютной самоотдачей. В полной мере так можно сказать о кладовщике Вязниковского хлебокомбината Светлане Зудиловой. На предприятии она работает всего пару лет, но уже успела влюбиться в хлебопекарное дело.


08:45, 25.04.2024 0 комментариев
Мы едины и непобедимы / Общество

Делегация Вязниковского района 20 апреля побывала с рабочей поездкой на территории Воронежской области. Земляки посетили одну из воинских частей, пообщались с защитниками из нашего района, которые здесь находятся, и привезли в подразделение груз дополнительной помощи.


Архив блога