Художник Владислав Фёдорович Некосов обладает редким педагогическим даром. Он щедро делится уникальным опытом с коллегами, творческой молодёжью и студентами. С 2016 года по сегодняшний день В.Ф. Некосов — профессор Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова — филиала ФГБОУ ВО ВШНИ (Академия).
В настоящее время профессорско-преподавательский состав института в утверждении тем дипломных работ не замыкается на отработанных временем мотивах. Новые идеи тоже вызывают интерес. Среди них — «Золотое кольцо России», «Святые земли русской», «Колокольные звоны в песенной лирике», «Времена года. Осень. Дворянская охота». Соответственно, новые темы требуют разработки новых композиционных схем, отбора интересных сюжетов для раскрытия главного образа. Значимым является изучение студентами литературы русских классиков: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др.
Много над темами приходится работать со студентами и профессору Некосову. Так, в 2017 году для дипломников высшего профессионального образования была дана тема «Святые земли русской». Поэтому трое студентов — Михаил Уколов, Алёна Антоновская, и Максим Уколов -исполнили триптих с основными сюжетами: «Престольный праздник пресвятой Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевой лавре», «Престольный Праздник Чудотворной Иконы Божьей Матери «Умиление» в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском Женском Монастыре» и «Престольный праздник рождества Святителя Николая Чудотворца в Никольском храме во Мстёре».
Опыт работы над образами Святых земли русской в творчестве художника накоплен. Им созданы образы Святого Преподобного Серафима Саровского, Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского, Богоматери Нерушимая стена. Несомненно, художнику было интересно работать вместе со студентами.
Две работы братьев Уколовых были написаны под руководством профессора В.Ф. Некосова. Панно предназначено для украшения интерьера. При этом дипломные работы связали в себе два вида искусства: лаковую миниатюрную живопись и иконопись. На наш взгляд, тема «Престольный праздник рождества Святителя Николая Чудотворца в Никольском храме во Мстёре» Максима Уколова является абсолютно новой и поэтому вызывает особый интерес.
Образ Святителя Николая Чудотворца представлен в полный рост, на фоне золотого иконостаса, одной рукой он благословляет всех присутствующих на празднике, другой держит книгу. Архитектура Мстёры хорошо узнаваема.
В панно Михаила Уколова «Престольный праздник пресвятой Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевой лавре» создан образ Преподобного Сергия Радонежского основателя Троице-Сергиевой лавры. Композиционным центром является кульминация праздника Пресвятой Троицы – крестный ход на территории Лавры с иконой Святой Троицы.
Центральное панно триптиха — «Престольный Праздник Чудотворной Иконы Божьей Матери «Умиление» в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском Женском Монастыре» А. Б. Антоновской выполнено под руководством кандидата педагогических наук В.Ю. Борисовой.
В 2018 году для дипломных работ студентам была дана тема «Колокольные звоны в песенной лирике». На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они возвещали время трудиться и отдыхать, оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага. Очень многими верующими людьми колокольный звон воспринимается как своего рода «глас Божий».
Новая тема пришлась особенно по душе Владиславу Фёдоровичу, ведь по складу своего характера он лирик, большой жизнелюб. Его отличают неутомимая энергия, радость жизни, любовь к пению и русской песне. Может быть, поэтому сюжеты на слова русских народных песен так часты в его работах.
Студенты Анатолий Кожокарь, Николай Ляннов, Татьяна Кочеткова, Кристина Максимова работали над проектами под руководством В.Ф. Некосова. Прежде всего, руководитель помогал отобрать из выбранного произведения основные сюжеты для раскрытия главного образа, правильно подойти к построению композиции и колористическому решению. Не менее важным является выбор студентами художественной манеры исполнения.
Для дипломного проекта Анатолий Кожокарь выбрал романс «В лунном сиянии снег серебрится…», в котором описываются счастливые моменты главного героя и драма от потери возлюбленной. Центральным сюжетом является свадьба. Русская семья испокон веков начиналась с этого торжества. Свадебные обряды XVIII — XIX веков включают традиционные принятые веками циклы сватовства, венчания, гостевания и одновременно тянутся к европейской моде. Свадебная церемония изображена в открытом доме в центре композиции. За небольшим круглым столом стоят жених с невестой, их поздравляют приглашённые гости. Главный герой изображен на первом плане, в сторонке наблюдающий за свадьбой своей возлюбленной. Две сцены: прогулка на тройке и встреча двух влюбленных в беседке изображены на дальнем плане. Этот план украшен декоративными деревьями в лунном сиянии. Высоко в небе светит луна. Цветовая гамма построена на сочетании холодных и теплых тонов. Нежный лазоревый цвет неба говорит о наступление спокойного тихого вечера.
Если панно «В лунном сиянии снег серебрится…» включает все элементы написания пейзажа — горки, деревья, ночное небо, снег, то композиционное решение дипломного проекта «Москва златоглавая» Н. Ляннова не использует пейзажный мотив. Оно целиком вписано в архитектурное окружение. Уникальность данной работы заключается в создании нового художественного образа сюжета песни «Москва златоглавая». В столице проходят гуляния. На первом плане столпились румяные гимназистки и торговцы, продающие свой товар из различных пряностей. На втором — люди высыпали на улицу, чтобы посмотреть на происходящее и прокатиться на большой карусели. На дальнем плане вдоль кремлевской стены мчатся тройки, символизирующие вихрь, порыв, движение. Татьяна Кочеткова выбрала романс «Вот мчится тройка удалая». В произведении описывается любовь несчастного ямщика, сопровождаемая колокольным звоном мчащейся тройки лошадей. Отрицательными героями в романсе выступают группы людей, олицетворяющие злые языки, послужившие расколом между молодой парой. Движение в композиции задано по кругу, построение — трехплановое. В центре композиции находятся главные герои романса: молодой человек и юная девушка, катаются на качелях цветущей нежной любви. На первом плане мчится тройка, унося зрителя в дальнейшую цепь событий, о которой повествует главный герой. Он делится о своей несчастной жизни и о воспоминаниях, которые в композиции идут по кругу вереницей. Завершают композицию два сюжета: венчание любимой девушки с другим человеком и конечный итог — одинокая судьба героя.
Кристиной Максимовой за основу сюжета композиции была выбрана песня «Однозвучно гремит колокольчик». При составлении композиционного решения она опирается на миниатюры Владислава Фёдоровича Некосова «Свадьба», «Полдень во Мстере» (2010), «Что ты жадно глядишь на дорогу» (2010).
Композиция «Однозвучно гремит колокольчик» имеет ярусное построение, многоплановое, развертывается снизу вверх. На первом плане изображены тройка запряженных коней со стоящим рядом ямщиком, они являются главным символом раскрытия общей темы «Колокольные звоны в песенной лирике». В центре композиции на фоне Богоявленского монастыря Мстёры — гуляющая молодежь, среди неё — и главный герой. Заданный ритм фигур создает впечатление движения и разговора между девушками. За рекой Мстёркой по берегу виднеются домики, деревья, луга со стогами. На дальнем плане зритель видит ямщицкую тройку лошадей с ямщиком, со светлой грустью воспоминающим о своей молодости.
Для написания дипломных работ в 2019 году была предложена тема «Времена года. Осень. Дворянская охота». Под руководством В.Ф. Некосова над проектом работал студент Александр Борисов. Была создана новая форма работы — письменный набор, который может служить элементом интерьера и являться предметом декоративно-прикладного искусства. Перед дипломником стояла задача передать состояние и настроение сбора дворянского сословия на охоту не только при помощи сюжета, но и движения, и ритма композиции. Одной из задач было рассказать о дворянской охоте, не используя охоту как само действие. Известно, что сногими дворянами была любима и почитаема псовая охота на зайцев. Это удовольствие стоило немалых затрат. Зачастую любители охоты тратили огромные деньги на покупку и содержание охотничьих собак.
Владислав Фёдорович сам охотник, охотился и на волка, и на кабана, поэтому как никто другой знает, что такое предвкушающие сборы на охоту. При создании дипломной работы были использованы работы мастера. Студент предпринял попытку передать колорит работ наставника, построенный на тончайших цветовых отношениях.
В дипломных работах А. Кожокаря, Т. Кочетковой, Н. Ляннова, К. Максимовой, А. Борисова наглядно видно уверенное техническое исполнение. За основу взята исполнительская манера Владислава Некосова. В итоге дипломные работы по художественному уровню могут быть поставлены в ряд выставочных образцов мстёрского промысла лаковой живописи, могут занимать достойное место в музейной экспозиции. Аналогов данных работ практически не существует.
Конечно, дипломные работы высшего профессионального образования — это, прежде всего, работа всего профессорско-преподавательского коллектива института: зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи, кандидата педагогических наук, профессора, члена СХ России, В.Ю. Борисовой, ректора ВШНИ (академия) г. Санкт-Петербург, кандидата педагогических наук, члена СХ России, П.В. Гусевой, директора Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ВШНИ (академия) Ю.И. Уколовой, зам. директора по учебной работе, доцента кафедры по художественной вышивке, члена СХ России И.И. Юдиной, преподавателя высшей категории Л.В. Бабановой, преподавателя первой категории по художественной вышивке, члена СХ России Г.Г.Дьяковой. Работа среднего профессионального образования идет под руководством преподавателя высшей категории, члена СХ России Н.И. Струниной, преподавателя, члена СХ России Е.А. Кулышовой и др.
Ну а Владислав Фёдорович Некосов вместе со студентами-дипломниками проживает удивительно трепетную творческую жизнь. При этом он обновляется сам и дома создает не менее интересные работы. Вскоре он порадует мстерян открытием персональной выставки в Мстёрском художественном музее и новыми работами: «В городском саду играет духовой оркестр (по песне на стихи А.И. Фатьянова)», «Ермак» и другими.
Члены Мстёрского отделения Союза художников России, педагогический состав Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиал ФГБОУ ВО ВШНИ (Академия), сотрудники Мстерского художественного музея, художники Мстеры поздравляют Владислава Федоровича с юбилеем и присуждением нового звания. Желаем мастеру больших творческих успехов, счастья и благополучия в семье, крепкого здоровья.
Т. КОТКОВА,
искусствовед, член СХ России.
Комментарии