Сегодня имя Владимира Виноградова знают сотни тысяч русскоговорящих интернет-пользователей. Уроженец Владимирской области стал известен рассказом о командировке в Чечню, записанным на крыше гостиницы «Арена» города Грозного в 2001 году. Откровенность и простота, приправленные изрядной долей солдатского юмора,с которыми наш земляк описывал войну, подкупали, и видеокассеты с Владимиром Виноградовым многократно пересматривали и переписывали знакомым. Сегодня Владимир Александрович живёт в деревне Буторлино Вязниковского района, работает в Вязниках, а между делом продолжает записывать видеоролики и вести интернет-трансляции. Нашему корреспонденту удалось напроситься к нему в гости, и вот что из этого получилось.
Как я поехал в деревню
От Вязников до деревни Буторлино путь неблизкий. Если не иметь собственного транспорта, то трястись в автобусе по просёлочной дороге около часа. Зато какого часа! И я не говорю о красотах среднерусских лесов и полей, коих не окинуть взором, речь идёт об атмосфере внутри салона. Ягодники с перепачканными черничным соком пальцами; селяне, едущие на никологорский рынок (чуть не написал ярмарку); грибники с корзинами, ещё не знающие, что слой прошёл и возвращаться придётся с пустыми руками… Оживление, воодушевление, тёплые и громкие беседы, в которые оказываешься вовлечён помимо собственной воли. Кажется, что попал в другой мир, где нет места суете, социальным сетям, курсу валют и ценам на нефть… И в этом мире, в окружении этих людей живёт Владимир Виноградов.
В деревне у нашего героя свой дом – большой, двухэтажный, из белого кирпича. Каждый житель легко объяснит, как к нему пройти. Владимир Виноградов давно стал местной знаменитостью, но знаменитостью обыденной. «К дяде Вове в гости? А ты кто, родственник? Ах, из газеты!.. Знаем, знаем, бывали тут такие», — примерно так отвечают селяне и сразу теряют интерес. Обидно, да?
Дом стоит в конце улицы – на отшибе деревни. Неподалёку были припаркованы хозяйский транспорт и подъёмный кран. Специализированная техника – собственность Владимира Александровича, и в будние дни её можно увидеть на одной из вязниковских строек. Ну а в выходные буторлинец трудится по хозяйству. За работой на заднем дворе дома я его и застал.
Первой на приближение чужака отреагировала собака Гека (известная в деревне под кличкой Дуся), облаяв с головы до ног. Слегка опешив от такого приёма, я с трудом разобрал слова: «Сосиски принёс?!», — которые прокричал Владимир Виноградов.
— Знал бы — захватил бы, — промямлил, пряча от греха руки в карманы, а ну как примет их за колбаски?
— Не бойся, не укусит. Проходи в дом, сейчас пообедаем и поговорим заодно.
Биографические строки
Пока супруга нашего героя – Татьяна – собирала на стол, мы познакомились и разговорились. Родился Владимир Виноградов в Ивановской области, в городе Пучеж, а вырос в Собинке. Как и все нормальные советские ребята, в 18 лет пошёл в армию. Служил на Дальнем Востоке.
— После армии хотел дальнобойщиком стать, здоровье позволяло, зарплата по тем меркам огромной казалась, но родители настояли, чтобы в институт шёл учиться, — рассказал собеседник. – Баранку крутить всегда успеешь. Словом, поступил во Владимирский политехнический.
В институте Владимир познакомился со своей будущей женой Татьяной, которая тоже училась на строительном факультете, только курсом старше. Диплом об окончании получил в 1991 году и приехал работать в Буторлино, на местную фабрику.
— До 1991 года какое было распределение? – вспоминал Владимир Александрович. – Тебе сказали в Магадан – поедешь, никуда не денешься. Танечка училась по направлению от Буторлинской фабрики и, отучившись, вернулась на прежнее место работы. А мне как туда попасть? Тогда в стране придумали вариант, который позволял специалиста «выкупить». Предприятие должно было для этого заплатить 10000 рублей. Приехал я тогда к директору фабрики, поговорил с ним, и меня выкупили. Так, в 26 лет стал работать в деревне Буторлино.
Первой насущной и важнейшей проблемой для молодой семьи Виноградовых стало отсутствие собственной крыши над головой. В Советском Союзе давали беспроцентные ссуды, и, взвесив все за и против, супруги решили взять 30 тысяч рублей на строительство дома. Все соседи осуждали и говорили, что делать этого не стоит, потом, дескать, не расплатятся. Ещё дети и внуки отдавать будут! Но Виноградовы рискнули, построили на ссуду фундамент, возвели стены, поставили крышу…
— Знаешь, как меня здесь зовут? Мафия, — сообщил Владимир. – Я брал ссуду на 25 лет, отстроился. А потом… Помнишь, как в 1993 году деньги рубили топором? Вот! Рубль обесценился, я получил аванс и сразу же погасил ссуду. И тогда все вокруг сказали, что я знал, что рубль рухнет. Ну точно мафия! Повезло нам тогда, а многие пострадали. У кого на «Волгу» накопления были, все деньги сгорели, на них можно было только чёрно-белый телевизор купить.
Так или иначе, но кризис 90-х годов прошлого века коснулся всех. Заводы и фабрики постепенно закрывались, и люди еле-еле сводили концы с концами.
— Тяжело было, один раз нам зарплату стали выдавать сеном, — привёл пример собеседник. – А я не ем сено! У нас ни скотины, никого нет.
Две командировки в Чечню
Разговор плавно переместился за стол, где за тарелкой горячего и очень вкусного борща Владимир Виноградов поведал о свой службе в милиции:
— В 90-х куда было идти? Или в бандиты, или в милицию. В 1995 году я устроился на службу в органы внутренних дел. К тому времени мы с Таней уехали из деревни Буторлино в Карелию, дом здесь бросили…
Несколько лет Владимир Александрович служил в Суоярвском РОВД, а портом вернулся на малую родину – в Собинку, где продолжил милицейскую работу и стал начальником медвытрезвителя.
— Работалось замечательно, у нас был образцовый медвытрезвитель, в народе «медяк», первое место по области занимал, — с гордостью рассказал собеседник. – Пьяницы сами приходили к нам ночевать. Зимой замёрзнешь на улице-то, вот и шли. Говорю им, мол, вы же трезвые, а вдруг проверка? У нас тут гостиница, что ли? Так они купят спирта, выпьют его, дыхнут. Добро пожаловать! А заодно протокол на них составляем, и не один.
В начале 2000-х обстановка в стране была по-прежнему неспокойная, и командировки на Северный Кавказ стали для сотрудников милиции привычным делом. Причём, как говорит Владимир Виноградов, первое время ни о каких добровольцах речь не шла. Какие добровольцы, у тебя же погоны?! Не хочешь на войну, тогда пиши рапорт на увольнение. На долю Владимира Александровича выпали две таких командировки. За участие в боевых действиях он был награждён медалью «За Отвагу».
Кстати, жена Татьяна тогда работала вместе с мужем в милиции, но на Кавказ, понятное дело, не поехала. Воспитывала двух дочерей.
Видео «Как я поехал на войну», записанное Владимиром Виноградовым в Грозном, стало популярным и набрало миллионы просмотров. Если вы его по какой-то причине не видели, то настоятельно рекомендую ознакомиться, хотя детей лучше убрать от экранов. Нецензурная солдатская лексика и откровенная матерщина присутствуют там в больших количествах. Вместе с тем слушать «окающего» бородатого парня в кадре на удивление интересно, а порой и забавно, хотя говорит он о серьёзных вещах. Современные стенд-ап комики отдыхают.
А разоткровенничался перед камерой Владимир Виноградов тогда по одной простой причине: журналист Леонид Канфер предоставил возможность позвонить домой по спутниковому телефону не только нашему герою, но и всем его сослуживцам. Для солдата на войне не было, наверное, большего счастья, чем услышать близкий голос из дома. А в случае гибели журналист обещал передать видеокассету родным.
Первый президент Бурляндии
После службы в милиции Владимир Александрович работал на благо Собинского района, а конкретно – в Лакинске. Пару лет трудился заместителем мэра, был начальником «Водоканала», и организация, по словам собеседника, при нём процветала.
Вообще тема ЖКХ для нашего героя больная. Он считает, что организации коммунального хозяйства не могут быть убыточными и становиться банкротами. Всё зависит от руководства. Вот такое интервью Владимир Виноградов дал журналу «Огонёк» (№4 от 30.01.2012 г.):
«Когда я пришёл директором, самому новому трактору было 26 лет, самой новой машине – 24. Я за год в лизинг купил восемь единиц новой техники. В городе было 47 утечек водопровода. Мы посчитали: одна авария обходилась нам в 45 тысяч. А чтобы поменять 100 метров трубы, надо 20 тысяч. И мы за полтора года поменяли около 50 процентов водопроводных сетей — 19 километров из 42. У меня жители платили 102 процента за услуги ЖКХ».
Владимир Виноградов считает, что совесть – лучший контролёр. И призывает относиться к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. Вокруг его деревенского дома даже забора нет – вещь в XXI веке неслыханная!
Житейской мудростью дядя Вова делится с пользователями «Ютуба», где ведёт свой канал, записывает стримы, рассуждает о политике, делится кулинарными рецептами. Помогает ему в этом непростом деле парень из Иванова Дмитрий Федурин. Юноша осуществляет техническую поддержку, помогает развитию и продвижению канала. Число подписчиков уже перевалило за 200 тысяч.
И напоследок. На доме нашего героя любопытная вывеска, на которой написано «Бурляндия». Владимир Виноградов улыбается и говорит, что он житель этого вымышленного государства, существующего вдали от крупных городов и людских скоплений. Он в нём президент, Татьяна – премьер, а Дмитрий… Ну, скажем, министр культуры. В Бурляндии даже герб свой есть. Что ж, нам остаётся только следить за новостями из чудо-страны и готовить уху по бурляндским рецептам.
Комментарии