Встречу провёл заместитель главы администрации Вязниковского района по социальным вопросам, начальник управления физической культуры и спорта, председатель КДН и ЗП Александр Лазарев. Он отметил, что работа с несовершеннолетними должна быть комплексной, и мелочей в ней нет. Важно задействовать подростков из «группы риска» в различных мероприятиях, вовлекать их во внеурочную деятельность, максимально быстро и оперативно разбирать возникающие проблемные ситуации. Об опыте работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних рассказало руководство средней общеобразовательной школы №9 имени А. И. Фатьянова – самой крупной в Вязниковском районе.
В ней – более 1300 учеников. Ребята воспитываются в 903 семьях, из них около ста – многодетные, 231 – малообеспеченная и 374 – неполная.
В начале каждого учебного года здесь формируется банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей в социально опасном положении. В 2019-2020 учебном году таких было пять, в двух мамы не работали и периодически злоупотребляли алкоголем. Совместно с «Вязниковским центром социальной помощи семье и детям» педагоги проводили рейды по семьям, беседовали с детьми и родителями. Одной из семей оказали благотворительную помощь одеждой и школьными принадлежностями, организовали дезинфекцию жилья. Другой – оформили льготный проездной билет. В третьем случае детей от родителей отправили к бабушке в другой регион. После этого мама трудоустроилась, перестала пить. Ребята ей были возвращены. Перечисление можно продолжать… В результате общей работы три семьи были сняты с учёта.
— В начале учебного года нами оформляются социальные паспорта каждого класса, затем составляется единый социальный паспорт школы, — рассказала директор СОШ №9 Ольга Балюк. — Также ведется карта несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН и на ВШУ. На внутришкольный учет ставятся ученики, нарушающие устав образовательного учреждения. На каждого из таких детей заведено личное дело. В нём хранятся карточка учета ребенка, характеристика, план индивидуальной реабилитации, социальный паспорт ученика, акт обследования жилищно-бытовых условий, карта наблюдения. С каждым воспитанником проводится конкретная работа. С 2005 года у нас действует совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в который входят администрация школы, социально-психологическая служба, члены управляющего совета, совета отцов, инспектор ОДН. В прошлом году провели 15 заседаний. Важно отметить, что перед нами стоит задача не наказать воспитанника за проступок, а помочь ему. Проанализировав конкретную ситуацию, найти пути исправления.
Наставники привлекают ребят из «группы риска» к различным акциям, трудовым десантам, субботникам. Так, ученики облагораживают территорию на Покровском кладбище, помогают расчищать снег зимой у домов одиноких пожилых людей. С участием детей регулярно проводятся акции «Подарок солдату», «Поздравь ветерана», «Милосердие», «Зоохелп». Проходят встречи с ветеранами педагогического труда.
А если смотреть шире – каждого ребёнка учителя стараются занять внеурочной деятельностью. В школе работают 18 творческих объединений, из них 9 посвящены спортивной тематике. Что и говорить, многие клубы известны далеко за пределами школы.
Коррекция социального благополучия той или иной семьи невозможна без осознанной позиции родителей. Они, увы, не всегда настроены на конструктив.
— Самое важное в работе с учащимися «группы риска» — согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ОДН ОВД и родителей, — уверена директор школы. – К сожалению, некоторые из отцов и матерей по разным причинам самоустранились от выполнения законной обязанности по обучению, содержанию их детей, не осуществляют качественный контроль за занятостью подростков, не идут на сотрудничество со школой. Но мы стараемся исправлять эти ситуации. В вопросах профилактики образовательное учреждение использует всевозможные средства, коллектив ищет подход к каждому ребёнку.
Как отметили специалисты КДН и ЗП, в школе проводится интенсивная работа с воспитанниками. И она действительно индивидуальна. За тем или иным ребёнком, стоящим на учёте, закреплён наставник. А по документам, которые готовят педагоги, можно проследить не только участие школьника в тех или иных мероприятиях, но и его ответную реакцию на заботу старших. Ведь характер и поведение ребёнка – не постоянные величины. Со временем многое может меняться.
О работе с подростками, попавшими в ту или иную неприятную ситуацию, подробно рассказали и представители Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната города Вязники. По данным на 1 сентября, там получают знания 194 воспитанника, Из них 69 – приходящие учащиеся, 78 человек интернированы. Для 47 детей организовано индивидуальное обучение на дому.
Директор школы Марина Кузнецова отметила, что воспитательная работа охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные и воспитательные занятия, кружки и секции, экскурсионную деятельность, внеклассные, общешкольные и внешкольные мероприятия. Среди ребят проводят работу по пропаганде здорового образа жизни, формированию правовой культуры, повышению творческой активности школьников. Также в центре внимания – профилактика табакокурения, употребления алкоголя, наркомании.
На сегодняшний день в школе работают 2 кружка художественно-эстетической направленности – танцевальный «Радуга» и театральный «Фантазия». Коллективы ежегодно принимают участие в областном фестивале художественного творчества учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов области «Мы всё можем», где завоёвывают призовые места и дипломы.
— Весь педагогический коллектив нашего учреждения стремится, чтобы жизнь воспитанников в школе-интернате была интересной, увлекательной, насыщенной разными положительными событиями, — рассказала руководитель. — За последние три года учащихся, совершивших самовольный уход без уважительной причины из школы-интерната, не было.
На заседании было отмечено, что крайне важно вовлекать во внеурочные активности и добрые дела всех ребят, стоящих на учёте. Это понизит риск того, что они снова будут совершать противоправные деяния. Первостепенное значение имеет анализ работы с ребёнком и его семьёй — чтобы понимать, нормализуется ли ситуация или ухудшается. Как подчеркнул председатель комиссии Александр Лазарев, работа с детьми не может быть монотонной или формальной. Общими усилиями важно помочь ребятам развиваться, осознавать, что правильно, а что опасно, выбирать по жизни верные пути, и, в конечном итоге, стать счастливыми.
ФАКТ
В вязниковских школах действуют кабинеты наркопрофилактики. В них работают социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-организаторы.
Кабинеты оснащены методическими и диагностическими материалами, профилактическими программами, информационными раздаточными материалами для учащихся и их родителей. А, к примеру, в СОШ №9 имеется стол для песочной терапии.
Комментарии