16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:03, 12.01.2021

Высоково — одна из последних деревень «Костина угла»

/ Краеведение

В Потарье — так когда-то именовали прежде места по берегам речки Тары, с давних пор существует деревенька с распространенным названием Высоково. Прежде она входила в Сарыевскую волость Вязниковского уезда, а теперь — в Сарыевское сельское поселение Вязниковского района. Вероятно, это селение так прозывается, потому что действительно находится на возвышенности посреди огромного поля, окруженного даже и сейчас впечатляющими лесами. Если полтора века назад в Высоково насчитывалось более двух десятков крестьянских дворов и почти 160 постоянных жителей, то теперь коренных высоковцев там почти не осталось, а большая часть домов принадлежит дачникам. Да и сама деревня Высоково — один из немногих уцелевших до наших дней населенных пунктов прежде обширного «Костина угла».

Прежде рядом с Высоковым и вокруг него находилось еще более десятка населенных мест. Это деревни Губино, Демаково, Долгово, Жары, Костенево (или Костино, по ней и вся округа еще со средневековья прозывалась «Костиным углом»), Круглово, Коробы, Носково, Черноморье и Федорково. А еще — известный с незапамятных времен старинный Ильинский погост, что в Костином углу, с каменным храмом во имя пророка Ильи. Эту церковь возвели на месте старой деревянной в 1826-1829 гг. близ реки Тары, на ее лесистом правом берегу.
К началу XX века в «Костином углу» насчитывалось почти 800 человек постоянного населения. А теперь, кроме Высоково, уцелели лишь Жары и Черноморье — из-за близости к поселку Мстера, да и в этих деревеньках даже вместе взятых сегодня лишь 25 постоянных обитателей. А остальные деревни и погост, который в течение многих веков оставался не только местным духовным, но и административным центром (там зачитывали царские указы, там перед крестьянами выступали начальники разных рангов) сгинули безвозвратно, причем по большей части не слишком давно — всего полвека назад.
А еще в середине 1930-х гг. во время проводимой в СССР массовой коллективизации там имелось чуть ли не по отдельному колхозу в каждой деревне: в Демаково и Костино — «Красный пахарь», в Высоково — «Красная горка», в Федорково — «Новая жизнь», в Губино — «Трудовик», в Долгово — «Заря социализма», в Черноморье — «Дружба», в Жарах — имени К. Е. Ворошилова, в Коробах — «Красный пахарь». Там бурлила жизнь, в Долгово действовала своя школа, куда ходили учиться ребятишки со всей округи.
А потом значительную часть работящих мужиков из этих деревень повыкосила Великая Отечественная. Колхозы в послевоенные десятилетия стали планомерно укрупнять. И в 1960-е, оказавшись в стороне от магистральных путей-дорог в пору искусственного разделения сел и деревень на «перспективные» и «бесперспективные», селения «Костина угла» фактически были уничтожены, оставив лишь поля, пропадающие проселки и обозначения на подробных крупномасштабных картах в виде так называемых «урочищ». В нашем крае пресловутые урочища — обычно не что иное, как своего рода топографический реквием навсегда погибшим селам и деревням.
Официально из числа населенных пунктов костинские деревни как несуществующие по большей части исключили в 1977-м. Последней снесли деревню Долгово, где еще в горбачевскую «перестройку» доживали свой век два пенсионера. Ее ликвидировали по решению тогдашнего Владимирского облисполкома в 1989 году.
Теперь от Высоково до самой Мстеры — безлюдье и глушь. Несколько лет назад в бывшем Ильинском погосте был установлен металлический поклонный крест на том месте, где прежде находился закрытый в 1928-м и снесенный до основания в 1950-е храм Ильи Пророка.
А до высоковского поля из села Сарыево в северо-восточном направлении уходит дорога — сначала полем, а потом мимо сельского погоста прямо через вековой сосновый бор. Примерно две версты спустя могучие сосны неожиданно расступаются, и впереди рядом с разлившейся у плотины Тарой видна высоченная насыпь Горьковской железной дороги. Даже сегодня поражает размах строительства этой магистрали, сооруженной на рубеже 1850-х – 1860-х гг. без какой-либо тяжелой техники при помощи одних лишь лопат и тачек наших предков — по большей части местных вязниковских крестьян, которых нанимали на строительство. Причем строили они так добротно, с таким огромным запасом прочности, что даже сегодня в XXI веке насыпь под железнодорожным полотном держится прочно и нерушимо, несмотря на огромную ежедневную нагрузку в течение уже полутора веков.
Но, пожалуй, еще больше впечатляет туннель в этой гигантской насыпи под линией железной дороги, куда ныряет ведущая из Сарыева через лес извилистая дорога. Он тоже сработан на века. Выложенный образующими огромный свод тщательно пригнанными один к другому красными кирпичами из обожженной глины, старый туннель до сих пор запросто выдерживает вибрацию от тяжелых и длинных, по десять минут грохочущих мимо грузовых составов. Или же от стремительно пролетающих скоростных пассажирских поездов. И это притом, что возможность существования подобного подвижного состава проектировщики и строители железной дороги и туннеля не могли и представить.
Туннель, увеличенный в длину в советское время при помощи бетонных плит (вероятно, при расширении железнодорожной магистрали), и в основной своей части по ширине и высоте настолько велик, что через него сегодня запросто могут проехать не только легковушки, но и тяжелые грузовики. Какова была логика строителей? Когда все это возводилось при царе-освободителе Александре II, через туннель ездили лишь конные экипажи — телеги, коляски и кареты. Зачем же было городить столь исполинское сооружение, затрачивая на него огромные средства? Каждый подобный туннель обходился в сотни тысяч рублей золотом, что в пересчете на нынешний курс составляет сотни миллионов. Но предки не экономили, не «оптимизировали» проект и его реализацию, тратили, не скупясь, устраивая стратегически важный проезд под «чугункой» с запасом на века.
Туннель близ Сарыева, который теперь еще и памятник обезлюдевшему Костину углу, обычно пустынен. Машины проезжают там нечасто, зимой — вообще не каждый день. Причина как раз в том, что дорога через огромный туннель ныне ведет в одну-единственную деревню — Высоково.
Путь за железной дорогой еще более живописен. Рядом с дорогой впритык петляет, то прячась в лесной чаще, то вновь выныривая оттуда речка Тара, в средневековье являвшаяся границей между Стародубским княжеством и Ярополческим станом с центром в Ярополче-Залесском — предтече нынешних Вязников. Вокруг — сплошные сосны и ели, словно живые декорации для русских сказок. Вдоль дороги полно следов зайцев, лис, белок, похоже, енотовидных собак и еще какого-то зверья. Затем лес кончается, и открывается поле, во много раз обширнее того, что у Сарыева. А впереди на возвышенном месте деревня Высоково. Дальше проселки уходят через поле в другие леса, но это зарастающие дороги в никуда. На десяток с лишним километров там лишь леса, перелески и давно не возделываемые поля, где все больше кустарника и молодой поросли…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:16, 2.02.2021 0 комментариев
Холуй гитлеровцев прятался от возмездия в Вязниках / Краеведение

О событиях Великой Отечественной войны написано и снято немало. Куда менее известно о том, как в первые послевоенные годы органы госбезопасности выявляли пособников гитлеровцев.


14:30, 28.01.2021 0 комментариев
ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ / Краеведение

27 января отмечается День воинской славы России. В 1944 году именно в этот день была полностью снята блокада Ленинграда фашистскими захватчиками.


09:50, 26.01.2021 0 комментариев
От Бородина до Парижа: боевой путь вязниковца полковника Зверева / Краеведение

Совсем недавно автору этих строк довелось написать и издать книгу о вязниковцах — участниках Отечественной войны 1812 года и наполеоновских войн.


Архив блога